Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Существующие и перспективные автотракторные газогенераторы

07.10.2014

Каждое из твердых топлив предъявляет свои специфические требования к конструкции газогенератора. Полное удовлетворение этих требований обеспечило бы наиболее эффективные результаты газификации данного вида топлива в ГУТТ. Однако для этого потребовалось бы создание специальных конструкций газогенераторных установок для каждого топлива в отдельности, что усложнило бы их эксплуатацию и сократило бы унификацию.
Опыт газификации различных видов твердых топлив показал, что их можно разделить на основные группы, определяющие выбор конструкции газогенератора. Это деление основано на принципе процесса газификации, оптимального для конкретного вида топлива (см. рис. 25.3).
I. Прямоточный газогенератор (см. рис. 25.3а) характеризуется горизонтальным процессом газификации. В середине прошлого века широко применялся в газогенераторах автотракторных установок. Основной причиной, определившей область использования газогенератора этой конструкции, была высокая напряженность и интенсивность процесса (высокоскоростная газификация), а также компактность конструкции генераторной установки и возможность использования топлива с легкоплавкой золой.
II. Противоточный газогенератор (см. рис. 25.36) характеризуется прямым процессом газификации. Он наиболее удобен для бессмольных, но многозольных топлив, например для буроугольного кокса. Основным недостатком прямого процесса газификации является необходимость присадки к воздуху водяного пара для повышения калорийности генераторного газа. Ho это уменьшает устойчивость процесса по причине трудности точного регулирования количества паровой присадки в зависимости от производительности генератора.
Существующие и перспективные автотракторные газогенераторы

III. Прямоточный газогенератор (рис. 25.3в) характеризуется опрокинутым (обращенным) процессом газификации. Газогенераторы этой конструкции получили в свое время наибольшее распространение в качестве силовых установок для автомобилей и тракторов. Обращенный процесс обеспечивает разложение и выжигание смол, образующихся в зоне швелевания, в самом газогенераторе, что позволяет применять смолистые топлива и обходиться без специальных устройств для очистки генераторного газа от смол. Кроме того, в прямоточных газогенераторах обеспечивается наибольшая устойчивость процесса газификации за счет постоянства высоты активной зоны. Ввиду того, что водяные пары, выделяющиеся из топлива при его подсушке в швельзоне газогенератора, проходят через активную зону, получается обогащение генераторного газа без применения специальных устройств для парообразования.
IV. Реверсивный газогенератор (рис. 25.3г). Конструкция этого типа газогенератора сегодня является наиболее перспективной для дальнейшей конструкторской разработки. Реверсивный газогенератор позволяет использовать наиболее широкий диапазон сортов и видов топлива, пригодных для газификации: в случае применения смолистых топлив газогенератор может быть пущен в работу по обращенному процессу, а в случае применения многозольных топлив может быть быстро переключен (прямо на ходу) на работу по прямому процессу. Такой реверс достигался в конструкциях этого типа газогенераторов за счет взаимного переключения концентрично расположенных трубопроводов один из которых использовался для подвода воздуха, а другой — для отбора газа.
V. Комбинированный газогенератор (рис. 25.3б) характеризуется совмещенным прямоточно-опрокинутым процессом газификации. Этот тип газогенераторов не получил широкого распространения из-за больших размеров и конструктивных сложностей. Хотя комбинированная конструкция имеет хорошие перспективы для дальнейшей конструкторской проработки.
Отметим также, что комбинированная и реверсивная конструкции газогенераторов не нашли особого распространения в прошлом веке по одной простой причине: конструкции находились на стадии разработки и экспериментального исследования, но полученные уже результаты позволяют оценивать эти конструкции как весьма перспективные.
Унификация конструкций газогенераторов, базирующаяся на стандартизации исходных газогенераторных топлив, упрощает вопросы их эксплуатации и изготовления, что в свою очередь дает возможность снизить их стоимость. Кроме того, возможность газификации различных видов топлива в газогенераторе одного типа расширяет область его использования в различных районах России.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: топливо, конструкции ГУТТ и процесс газификации должны соответствовать жестким требованиям. Топливо должно обладать высокими физико-химическими свойствами, быть малозольным и иметь однородный фракционный состав, не должно содержать вредных примесей, разрушающе действующих на газогенератор, газопроводы или двигатель. Оно должно использовать все возможные ресурсы работающего на нем агрегата и быть транспортабельным.