Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Жидкостная система охлаждения


Мощностные, ресурсные, экономические показатели поршневых ДВС при прочих равных условиях зависят от температурного режима двигателя. Из рис. 9.1 видно, что имеется оптимальный диапазон температур 80...90°С (353...363°К), при котором двигатель развивает максимальную мощность, а расход топлива минимален. В результате сгорания рабочей смеси в цилиндрах выделяется большое количество тепла, вызывающее интенсивный нагрев деталей двигателя. Перегрев стенок цилиндров и камер сгорания, поршней и клапанов, т. е. работа двигателя при повышенном тепловом режиме, приводит к следующим основным отрицательным явлениям: вязкость смазочного масла уменьшается, в связи с чем оно плохо удерживается в зазорах трущихся пар, что приводит к увеличению износов и снижению срока службы; коэффициент наполнения уменьшается, что приводит к снижению мощности; возрастает опасность детонации из-за преждевременного воспламенения рабочей смеси; возможно заклинивание поршня в гильзе.
Жидкостная система охлаждения

Переохлаждение двигателя, т. е. работа при пониженном тепловом режиме, также приводит к ряду отрицательных явлений: вязкость масла увеличивается, силы трения возрастают, износ повышается, мощность снижается, ухудшаются условия смесеобразования, поэтому расход топлива увеличивается, происходит конденсация паров топлива в камере сгорания и разжижение масла в картере. В дизелях переохлаждение двигателя приводит к засмолению поршневых колец.
Для обеспечения работы двигателя в наиболее благоприятном, оптимальном тепловом диапазоне необходимо 25...30% тепла, выделяющегося при сгорании топлива, принудительно отводить в окружающую среду. Для этой цели служит система охлаждения.
Поскольку тепловое состояние двигателя существенно влияет на его мощность, экономичность, надежность, долговечность, к системе охлаждения предъявляются высокие требования. Главные из них: поддерживать оптимальный тепловой режим двигателя при работе в разнообразных климатических зонах и при различных нагрузках, расходовать для своей работы минимум мощности двигателя, иметь простую конструкцию, не требовать больших трудозатрат при техническом обслуживании и ремонте.
В автотракторных двигателях внутреннего сгорания применяются два типа систем охлаждения — жидкостная и воздушная.
Преимущественное распространение получила жидкостная система охлаждения, в которой тепло от нагретых деталей передается промежуточному теплоносителю — охлаждающей жидкости (воде или антифризу). Благодаря тому, что жидкий теплоноситель обладает в 20...25 раз большей, чем воздух, теплопроводностью, жидкостная система охлаждения обеспечивает необходимую интенсивность отвода тепла и достаточно равномерное температурное поле охлаждаемых деталей. Жидкостные системы охлаждения обеспечивают работу двигателей в оптимальном тепловом диапазоне на большинстве режимов.
Наряду с этим решающим достоинством и широким применением, жидкостная система охлаждения имеет и значительные недостатки: сложность конструкции (большое число различных патрубков, шлангов и уплотнений, которые могут давать течь и требуют постоянного наблюдения); сложность обслуживания, особенно в зимнее время; потребность в жидком теплоносителе; низкая надежность в работе — около 20% отказов ДВС приходится на жидкостную систему охлаждения.
В зависимости от факторов, вызывающих циркуляцию охлаждающей жидкости, различают три вида жидкостного охлаждения: термосифонное, смешанное и принудительное, В термосифонной системе циркуляция теплоносителя основана на разности удельных масс жидкости, нагретой в водяной рубашке и охлажденной в радиаторе. В смешанной системе термосифонная циркуляция усиливается центробежным насосом. В принудительной системе циркуляция охлаждающей жидкости осуществляется исключительно за счет работы центробежного насоса, приводимого в движение от коленчатого вала двигателя.
Наибольшее применение в автотракторных двигателях получила принудительная система, так как благодаря интенсивной циркуляции охлаждающей жидкости вместимость системы в этом случае невелика. Жидкостные системы охлаждения могут быть открытые и закрытые. В открытой системе охлаждающая жидкость постоянно соединяется через пароотводящую трубку с атмосферой. Недостатки открытой системы: большое испарение и расход воды; увеличенное отложение накипи и ухудшенный отвод тепла от нагретых деталей.
Жидкостная система охлаждения

На рис. 9.2 показана схема жидкостной системы охлаждения с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости (воды). Водяная рубашка блока цилиндров 11 и головки блока 10, радиатор и патрубки через заливную горловину заполнены водой. Вода омывает стенки цилиндров и камер сгорания работающего двигателя и, нагреваясь, охлаждает их. Центробежный водяной насос 3 нагнетает воду в рубашку блока цилиндров, из которой нагретая вода поступает в рубашку головки блока и затем по верхнему патрубку 7 вытесняется в радиатор. Охлажденная в радиаторе вода по нижнему патрубку 15 возвращается к насосу.
Циркуляция жидкости в зависимости от теплового состояния двигателя изменяется с помощью термостата 9. При температуре охлаждающей жидкости ниже 70...75°С (343...358°К) основной клапан термостата закрыт. В этом случае жидкость не поступает в радиатор, а циркулирует по малому контуру через патрубок 8, что способствует быстрому прогреву двигателя до оптимального теплового режима. При нагревании термочувствительного элемента термостата до 70...75°С (343...348°К) основной клапан термостата начинает открываться и пропускать воду в радиатор, где она охлаждается. Полностью термостат открывается при 83...90 °С (356...363 °К). С этого момента вода циркулирует по радиаторному, т. е. большому контуру. Температурный режим двигателя регулируется также с помощью поворотных заслонок-жалюзи 1 путем изменения воздушного потока, создаваемого вентилятором 4 и проходящего через радиатор.
В последние годы наиболее эффективным и рациональным способом автоматического регулирования температурного режима двигателя является изменение производительности самого вентилятора.
В пробке 6 заливной горловины радиатора установлен паровоздушный клапан, который служит для поддержания давления в системе охлаждения в заданных пределах. Вода из системы охлаждения сливается через сливные краники 14, установленные на нижнем патрубке 15 и в нижней части рубашки блока цилиндров.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: