Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Устройство системы смазки


Одним из недостатков поршневых двигателей внутреннего сгорания является наличие большого количества движущихся деталей, имеющих значительные поверхности трения, при этом трущиеся пары работают при высоких температурах и воспринимают значительные динамические нагрузки. Трение вызывает износ деталей, выделение тепла и требует затрат мощности.
В связи с этим все поршневые ДВС имеют систему смазки — совокупность устройств, которые подают масло в необходимом количестве к трущимся поверхностям. Введение слоя масла между трущимися поверхностями поршневых ДВС не только снижает трение и износ деталей, но и выполняет другие очень важные функции: отводит тепло, возникающее вследствие трения, защищает детали от коррозии, очищает трущиеся поверхности от нагара и продуктов износа, способствует уплотнению поршневыми кольцами рабочей полости цилиндра.
Система смазки двигателей должна обеспечивать бесперебойную подачу масла к трущимся деталям при работе на различных скоростных и нагрузочных режимах и в различных условиях эксплуатации, высокую степень очистки масла от механических примесей, возможность длительной работы двигателя под нагрузкой без перегрева масла. Кроме этих специфических требований система смазки должна иметь простую конструкцию и не требовать больших затрат на техническое обслуживание.
В зависимости от способа подачи масла к трущимся поверхностям различают системы смазки разбрызгиванием, под давлением и комбинированную. Система смазки разбрызгиванием вследствие своего несовершенства распространения не получила. В системе смазки под давлением подача масла к трущимся поверхностям осуществляется принудительно масляным насосом по специальным маслопроводам или сверлениям. Из-за конструктивной сложности в чистом виде она не применяется.
У большинства автотракторных двигателей используют комбинированные системы смазки, в которых сочетаются способы подачи масла разбрызгиванием и под давлением. Под давлением масло подводится к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к подшипникам распределительного вала, к осям коромысел и наконечникам штанг, к втулкам распределительных шестерен. В некоторых конструкциях под давлением смазывается сопряжение верхней головки шатуна с поршневым пальцем, а также организуется принудительный впрыск масла на поверхность зеркала цилиндра. Остальные трущиеся детали двигателя смазываются разбрызгиванием.
В основу работы системы смазки многих двигателей лесных машин положена принципиальная схема, показанная на рис. 8.1. Масло из картера (масляного поддона 1) через маслоприемник 6 нагнетается шестеренчатым насосом, состоящим из двух секций. Основная секция насоса 7 подает масло к фильтру грубой очистки 10, включенному последовательно. Параллельно фильтру включен перепускной клапан 9, пропускающий неочищенное масло, минуя фильтр, в главную масляную магистраль 12 в тех случаях, когда давление перед фильтром возрастает (засорение фильтрующего элемента, высокая вязкость масла при пуске, большая частота вращения коленчатого вала). Клапан 9 регулируется на перепад давления при входе и выходе из фильтра на 0,08...0,28 МПа. Давление нагнетания основной секции насоса ограничивается редукционным клапаном 8. При давлении выше установленной нормы клапан открывается и лишнее масло сливается в картер. Клапан 8 регулируется на давление 0,3...0,4 МПа у карбюраторных двигателей и 0,7...0,8 МПа у дизелей.
Устройство системы смазки

После фильтра грубой очистки поток масла разделяется на две части. Меньшая часть поступает к фильтру тонкой очистки 11, подключенному параллельно, и после очистки сливается в картер. Большая часть масла нагнетается в главную масляную магистраль 12 и смазывает под давлением коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала. Далее за счет золотникового устройства, образуемого лысками и канавками на опорных шейках распределительного вала, масло прерывистым потоком поступает под давлением к осям коромысел, к втулкам распределительных шестерен и к узлу осевой фиксации распределительного вала.
Все другие детали (рабочие поверхности цилиндров, кулачки распределительного вала, зубья шестерен распределения и т. д.) смазываются мельчайшими каплями масла, вытекающими из подшипников коленчатого вала и разбрызгиваемыми вращающимися деталями двигателя. В современных автотракторных двигателях для обеспечения надежной смазки зеркала цилиндра применяется периодический впрыск масла из отверстий в нижних головках шатуна.
В главной масляной магистрали установлен сливной клапан 15, который обеспечивает более точное поддержание давления непосредственно у подшипников коленчатого вала. Сливной клапан перепускает лишнее масло в поддон картера, когда давление в главной масляной магистрали выше 0,25...0,45 МПа.
Давление масла перед поступлением в подшипники коленчатого вала контролируется манометром 13, а температура масла — термометром 14, установленными на щитке контрольных приборов. Нормальная температура масла в автотракторных двигателях, загруженных до полной мощности, должна находиться в пределах 80...90°С (353...363°К). При такой температуре и номинальной частоте вращения коленчатого вала давление масла должно составлять 0,25...0,45 МПа. Минимальное давление масла в системе допускается не ниже 0,08 МПа.
Для охлаждения масла при работе двигателя с большой нагрузкой или при температуре воздуха выше 20°С (293°К) краном 17 включают масляный радиатор 16. Масло в радиатор нагнетается радиаторной секцией насоса 4. Охлажденное в радиаторе масло сливается в поддон картера. Если запорный кран 17 масляного радиатора закрыт или масло слишком густое, редукционный клапан 3 ограничивает наибольшее давление в пределах 0,12...0,15 МПа, сливая излишек масла в картер.
В отличие от рассмотренной схемы система смазки ряда двигателей в настоящее время не имеет фильтра грубой очистки. В этом случае его роль в системе выполняет полнопоточный фильтр тонкой очистки.
Система смазки дизельных двигателей автомобилей КамАЗ имеет фильтр тонкой очистки, включенный последовательно. Таким образом, все масло, нагнетаемое основной секцией насоса к трущимся парам, проходит тонкую очистку. Масло, нагнетаемое радиаторной секцией, перед входом в масляный радиатор также очищается в фильтре тонкой очистки — реактивной масляной центрифуге. Принятая на двигателях автомобилей КамАЗ схема системы смазки с двумя фильтрами тонкой очистки наряду с другими факторами обеспечивает долговечную работу двигателей.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: