Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Основные требования к объектам отбора


Объекты отбора. В качестве объектов обследования по выделению плюсовых деревьев в научно-производственной литературе до сих пор нет единого мнения. Ряд авторов считают, что плюсовые деревья должны отбираться в насаждениях высоких бонитетов (I—II класс), рекордно лучших. Иного мнения придерживаются немецкие селекционеры. Г. Шенбах указывает, что при выделении плюсовых деревьев необходимо в первую очередь использовать коренные (аутохтонные) насаждения различных типов леса, на площади которых в будущем возможно искусственное лесовозобновление. Отбор, следовательно, нужно вести как в высокопродуктивных древостоях, так в менее продуктивных. В менее продуктивных древостоях большую ценность будут представлять те деревья, которые при менее благоприятных условиях особенно хорошо развивались по сравнению с окружающими. Г. Шенбах считает: чтобы без нужды не ограничивать диапазон экологического рассеивания наследственных свойств, плюсовые деревья надо выбирать на различных почвенных типах и местообитаниях и в насаждениях разных бонитетов.
Возраст плюсовых деревьев. Обычно за нижний предел принимается возраст дерева, вступившего 10—15 лет назад в пору плодоношения. К этому возрасту в основном заканчивается формирование всех морфологических и биологических признаков и свойств, поэтому отчетливо может быть определена принадлежность дерева к той или иной форме. Верхний предел для отбора устанавливается различными авторами по-разному. Одни придерживаются мнения, что этот возраст ограничивается годностью черенков для прививки и технической возможностью подъема в крону дерева, другие ограничивают его возрастом спелости и, наконец, третьи (немецкие ученые) считают предельным возраст приспевающего древостоя (сосна, ель, пихта — 80 лет, лиственница — 60 лет).
По нашему мнению, установлению предельных возрастных границ отбора плюсовых деревьев должно быть уделено большее внимание. Многочисленными исследованиями установлено, что с возрастом падает семенная продуктивность и жизненность потомства. Сеянцы от старых (спелых и тем более перестойных) деревьев менее жизненны, чем сеянцы от молодых.
Проведенное Э. И. Пихельгасом исследование влияния возраста сосны на урожай и качество семян, рост и развитие культур позволило сделать следующие выводы: с увеличением возраста насаждений уменьшаются размеры шишек (от старых насаждений получены шишки длиной 33,3 мм, от молодых насаждений — длиной 41,9 мм, масса 1000 шт. 3,86 г и 5,86 г соответственно); уменьшается также энергия прорастания и техническая всхожесть; в насаждениях старше 120 лет увеличивается процент пустых семян. Культуры в возрасте 12 лет, происходившие от насаждения в возрасте 140 лет, значительно отстали от культур более молодого происхождения.
Следовательно, наиболее эффективным будет отбор среди деревьев среднего и приспевающего возраста (60—80 лет). К этому возрасту завершается обособление форм в древостое, что облегчает проведение селекционной инвентаризации.
Плодоношение плюсовых деревьев. По мнению ряда авторов, плюсовые деревья должны обладать способностью обильного и хорошего плодоношения. Другие авторы считают, что плюсовые деревья должны нормально плодоносить (причем не исключается возможность сочетания высокой продуктивности дерева с его обильным плодоношением).
Противоположного мнения придерживаются немецкие, чехословацкие и эстонские ученые, которые считают, что плюсовое дерево не должно обладать высоким плодоношением, так как между плодоношением и быстротой роста отмечена отрицательная (обратная) зависимость.
Э. Ромедер описывает случай, когда на протяжении десятилетий семена собирали с очень рано плодоносящей горной ольхи (окрестность г. Мехельн). Культуры из семян этого сорта отличались быстрым ростом в первые годы до плодоношения и резким спадом прироста в дальнейшем.
Исследуя плодоношения хвойных пород, немецкий ученый Г. Мессер установил, что в семенной год на создание шишек и семян в насаждении площадью 1 га затрачивается такое количество питательных веществ, какое требуется для образования прироста древесной массы, равной 4—6 плотным метрам.
По исследованиям И. Этверка, эстонские ельники только I—II бонитета ежегодно теряют за счет плодоношения около 30 000 м3 древесины, что соответствует приросту 5—6 тыс. га лучших ельников Эстонии.
Вероятно, имеет смысл согласиться с мнением последней группы ученых, что наследственность свойства раннего и обильного плодоношения с селекционной точки зрения нежелательна, так как дерево расходует питательные вещества для образования соцветий и семян, а не для формирования древесины. В хозяйственном отношении экономично заложить значительно большие площади лесосеменных плантаций и участков, тем самым освободив насаждения, дающие древесину, от напрасной нагрузки плодоношения.
Подобная оценка роли плодоношения при отборе плюсовых деревьев не относится к породам, у которых плоды (орехи) являются одним из основных продуктов (кедр, лещина, орех грецкий и др.). Для этих пород плюсовые деревья должны отличаться наиболее мощным плодоношением.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: