Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Восточная (Канская) часть Канско-Ачинского бассейна


Эта часть бассейна представляет почти прямое продолжение на восток юрского угленосного поля Чулымо-Енисейской части бассейна. К востоку от Енисейского кряжа идет сплошное поле развития угленосных отложений, занимающих громадное пространство общей площадью свыше 27 тыс. км2.

Юрские континентальные отложения Канской части бассейна известны с 70-х годов XVIII столетия. С 1883 по 1893 г. геологические исследования проводили А. В. Златковский, К.И. Богданович, Н.Л. Ижицкий, Л.А. Ячевский, давшие первую геологическую карту и первое представление об угленосности юры. Дальнейшие исследования в районе начались лишь с 1927 г. В результате этих исследований данный район был выделен в самостоятельный Канский бассейн, впоследствии объединенный с западной Чулымо-Енисейской частью в один Канско-Ачинский бассейн.

Основные работы по разведке месторождений Канской части бассейна и дальнейшее изучение геологического строения бассейна в целом проводились трестами «Востсибуглеразведка», а затем «Иркутскуглегеология» и Красноярским геологическим управлением. Этот период охватывает почти два десятилетия (с 1939 по 1958 г.).

Восточная (Канская) часть бассейна занимает юго-западную окраину Сибирской платформы и обрамлена древними складчатыми поясами Восточного Саяна на юге и Енисейского кряжа на западе. На востоке площадь юрского поля ограничивается широким массивом Бирюсинско-Удинского плато, отделяющим Иркутский бассейн от Канско-Ачинского.

В геологическом строении этой части бассейна принимают участие докембрийские, кембрийские, девонские, пермокарбоновые, юрские и четвертичные образования.

Докембрийские породы развиты главным образом в пределах предгорий Восточного Саяна и юго-восточной окраины Енисейского кряжа. Представлены они различными гранитами, гнейсами серого и розоватосерого цвета. Характер взаимоотношений докембрийских пород с осадочными образованиями девона не совсем ясен.

Кембрийские отложения пользуются широким распространением в предгорьях Восточного Саяна, где они выходят в виде пятен. Кембрийские отложения выражены мраморизованными известняками розоватосерого цвета с прожилками белого и розового кальцита. Условно они относятся к нижнему и среднему кембрию.

Девонские отложения в Канской части бассейна представлены полными разрезами всех трех отделов — нижнего, среднего и верхнего.

Разрез нижнего девона сложен однообразными плотными мелкозернистыми тонкослоистыми песчаниками, алевролитами красного цвета и конгломератами; широко развиты эффузивы основного, среднего и щелочного состава. Нижнедевонские породы представлены одной быскарской серией, широко известной и в западной части бассейна.

Отложения среднего девона литологически выражены песчаниками и алевролитами с прослоями известняков. Вся толща среднего девона разбита на четыре свиты (снизу вверх): асафьевскую, оклерскую, карымовскую и павловскую. Все породы среднего девона неравномерно дислоцированы. Углы падения пород колеблются в пределах 20—60°.

Верхнедевонские отложения представлены красноокрашенными алевролитами, аргиллитами и мергелями. Образования верхнего девона, наиболее широко развитые в районе, являются преимущественно постелью юрских осадков. В Канской части бассейна в разрезе девона выделяются свиты (снизу вверх): кунгусская и чаргинская.

Кунгусская свита пользуется наибольшим развитием и представлена красноцветными и пестроцветными тонкозернистыми породами: алевролитами и мергелями. В основании свиты залегают розовато-серые и серые конгломеративные песчаники, и гравелиты, иногда конгломераты кварцевого и кварц-полевошпатового состава. Мощность свиты 100—700 м.

Породы чаргинской свиты по литологическому составу и окраске резко отличаются от подстилающих ее пород кунгусской свиты; это преимущественно карбонатные осадки с преобладанием светло-серой и зеленоватосерой окраски: известняки, известковистые алевролиты, мергели и кварцевые известковистые песчаники. Общая мощность чаргинской свиты составляет 170—270 м.

Возраст отложений чаргинской свиты определяется как переходный от верхнедевонского к нижнекаменноугольному, что обосновывается находками отпечатков рыб Strepsodus aff. siberiacus Chabacov (определения Д.В. Обручева и А.А. Сергиенко), найденных Ю.И. Парфеновым в районе верхнего течения р. Мал. Камалы в верхней части разреза чаргинской свиты. Указанная форма характерна для верхнего рыбного горизонта быстрянской свиты Минусинской впадины. Учитывая, что фауна, определяющая нижнекарбоновый возраст чаргинской свиты, имеется только в верхней части разреза, низы ее могут относиться к верхнему девону (фаменский ярус).

Отложения каменноугольной системы слагают верхнюю часть разреза палеозоя в Рыбинской впадине; они выражены нижним, средним и верхним отделами.

Разрез нижнего отдела (красногорьевская свита) по литологическому составу в общем сходен с разрезом чаргинской свиты и состоит преимущественно из песчаников, алевролитов и аргиллитов зеленовато-серой окраски, отличаясь лишь отсутствием известняков и кварцевых песчаников. Для красногорьевской свиты характерно наличие линз и прослойков зеленовато-серых восковидных, жирных на ощупь глин, обладающих высокой адсорбционной способностью. В алевролитах, вмещающих эти глины, встречаются частицы вулканического пепла. Красногорьевская свита залегает согласно на чаргинской. Возраст красногорьевской свиты до последнего времени считался верхнедевонским. Ho полученные новые данные заставили пересмотреть этот вывод. По определению Г.П. Радченко, весь комплекс растительных остатков в отложениях красногорьевской свиты характерен для самохвальской свиты Минусинских впадин, возраст которой определяется как низы визе.

Средний и верхний отделы карбона в пределах Канской части бассейна развиты не повсеместно. На поверхность они выходят в северо-восточной части Рыбинского и в северной части Абанского угленосных районов. Отсутствие хороших обнажений и разрезов не позволяет изучить эти отложения в достаточной мере. Возраст их пока устанавливается условно. Они выделяются в листвяжнинскую свиту, которая несогласно с конгломератами в основании залегает на образованиях чаргинской и красногорьевской свит. Накоплению рассматриваемых отложений предшествовал перерыв, падающий по меньшей мере на весь намюрский век, осадков которого в районе не встречено. В составе отложений листвяжнинской свиты участвуют кварц-полевошпатовые и полимиктовые песчаники, а также алевролиты. Признаки угленосности наблюдаются достаточно часто в виде маломощных прослоев углистых алевролитов и фюзенистых углей мощностью до 0,5 м. В основании свиты залегают гравелиты. Мощность листвяжнинской свиты 60—70 м.

Юрские угленосные отложения в Канской части бассейна пользуются широким распространением. Выполняя отрицательные геологические структуры, они со всех сторон окаймляются палеозойскими образованиями и узким перешейком между Енисейским кряжем и Восточным Саяном соединяются с западной — Чулымо-Енисейской — частью бассейна. В описываемом районе они занимают площадь свыше 27 тыс. км2.

На основании вегетативных растительных остатков, спорово-пыльцевого состава пород и цикличности накопления осадков юрские отложения этой части бассейна делятся на два отдела: нижний и средний; нижний представлен переясловской свитой (J1pr), а средний — камалинской (J2km) и бородинской (J2br).

Переясловская свита залегает обычно со скрытым несогласием либо на карбоновых, либо на девонских образованиях. По литологическому составу и угленосности разрез ее разделяется на нижнюю и верхнюю части. Нижняя часть свиты безугольная: в основании ее залегают маломощные (до 2—3 м) слои конгломератов, которые вверх по разрезу переходят в крупнозернистые песчаники; мощность этой части разреза до 50 м. Верхняя, угленосная, часть свиты представлена преимущественно алевролитами, аргиллитами и реже песчаниками; содержится 4—5 угольных пластов (пропластков) и зольных горючих сланцев. Мощность угленосной части свиты равна 35—40 м. Мощность переясловской свиты 90 м.

Камалинская свита делится на две подсвиты: нижнекамалинскую и верхнекамалинскую. Нижнекамалинская подсвита в основании сложена алевролитами, реже аргиллитами и плотными песчаниками с пластами угля. Эта часть свиты мощностью 60—70 м безугольная. Верхняя часть разреза состоит преимущественно из полосчатых песчаников от тонко-до среднезернистых темно-серых алевролитов и в меньшей мере аргиллитов серого и черного цвета. Здесь встречено до четырех пластов и пропластков угля мощностью от 0,95 до 2,3 м, среди которых наблюдаются линзочки и пропластки черных сланцев мощностью от 0,5 до 0,85 м. Мощность подсвиты равна 124 м.

Верхнекамалинская подсвита наиболее полно изучена в районе ст. Камала. Она пользуется широким распространением на Иршинском и Камалинском участках Ирша-Бородинского месторождения Рыбинского угленосного района и представлена алевролитами, песчаниками и аргиллитами с четырьмя пластами угля мощностью от 0,3 до 1,0 м. Песчаники преобладают в разрезе свиты; они представляют собой серые, темно-серые, средне- и местами крупнозернистые породы, иногда прочно сцементированные глинистым цементом. Аргиллиты и алевролиты в разрезе свиты встречаются реже. Мощность подсвиты равна 88 м.

Бородинская свита наиболее мощная и угленасыщенная из всех свит разреза угленосной толщи. Она представляет законченный цикл осадконакопления, объединяя большую группу угольных пластов, в том числе и пласт угля мощностью до 46 м. Разрез ее сложен алевролитами, аргиллитами и реже песками. Поскольку бородинская свита занимает самое верхнее положение в стратиграфическом разрезе толщи, породы ее имеют максимальное развитие на поверхности и распространены главным образом в центральной части. Мощность свиты равна 147 м.

Залегание юрских отложений Канской части бассейна очень простое, в основном для них характерна очень пологая складчатость. В отдельных выработках и даже больших обнажениях юрские слои залегают почти горизонтально, хотя несомненно, что они участвуют в пологой складчатости палеозойских толщ, которая выражается в валах и прогибах палеозойского фундамента. По этому принципу вся Канская часть бассейна и делится на три основных угленосных района: Абанский, приуроченный к Канско-Тасеевской депрессии, Рыбинский и Саяно-Партизанский, приуроченные к Рыбинской межгорной впадине. Угленосные районы разделяются палеозойскими валами. Так, Асафьевско-Привольнинский массив (Кияй-Арбайский вал) разделяет Рыбинский и Саяно-Партизанский угленосные районы; валообразное поднятие (Канский вал) между Восточным Саяном и Енисейским кряжем, сложенное на поверхности девонским комплексом отложений, разделяет Рыбинский и Абанский угленосные районы. В редких случаях юрские отложения Канской части бассейна обнаруживают настоящие дислокации. Например, в Саяно-Партизанском районе, расположенном в предгорьях Восточного Саяна, юра образует крупную складку с углами падения крыльев от 7—10 до 90°. По своему геологотектоническому положению Саяно-Партизанский район является типичным аналогом Балахтинского угленосного района Чулымо-Енисейской части Канско-Ачинского бассейна.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: