Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Геологическое описание мезозойских углей Северного Таймыра


На территории района широко развиты мезозойские отложения, которые представляют собой рыхлые песчано-глинистые породы, залегающие на размытой поверхности метаморфических сланцев протерозоя и терригенно-карбонатных осадков нижнего и среднего палеозоя, прорванных на севере гранитоидными интрузиями, а на юге силлами и дайками траппов.

Наиболее древние породы мезозоя — пески и известковистые песчаники — принадлежат лейасу, что доказывается находкой окаменелой древесины Araucariopitys cf. haraulachica Schilk. (определение И. А. Шилкиной).

Отложения средней юры представлены слюдистыми глинистыми песками, содержащими С. lima ex gr. duplicata Sow. L. gibbosa Sow., L. gibbosa Sow., Astarte cf. depressa Goldf и др. (определение Н.С. Воронец). Эти породы обычно скрыты под более молодыми. Видимые мощности нижней и средней юры составляют несколько метров, а истинные, вероятно, несколько десятков метров.

Верхняя юра выражена известковыми песчаниками и кварцево-полевошпатовыми песками кимериджа с Cardioceras kitchini Salf var. nov., Aucella kirghisensis Sоk. и др. (определения В.И. Бодылевского), глинистыми песками с галькой, прослоями песчанистых известняков, глин и маломощными пропластками бурых углей мощностью 1—2 см, относящимися, судя по фауне Pachyteuthisabbroviata Mil., Cylindroteuthis cf. роrrecta Phill., Belemnites kirghisensis Оrb., к нижнему волжскому ярусу, и кварцевыми песками и песчаниками верхнего волжского яруса с Aucella ex gr. russiensis Pavl. A. aff. fischeriana Orb., A. cf. tenuicollis Pavl (определения В.И. Бодылевского). Общая мощность верхнеюрских осадков превышает 250 м (рис. 64).

В основании разреза меловых отложений лежит рязанский горизонт валанжина — песчаники и пески с Aucella terebratuloides Lah., A. cf. trigonoides Lah. и др. (определения В.И. Бодылевского), а выше — песчаники с Aucella aff. inf lata (Lah.) (определение Н.С. Воронец). Общая видимая мощность пород валанжина 60—80 м.

Осадки готерива и баррема пока не обнаружены. Выше залегают угленосные отложения — кварцевые пески и глины с пластами угля мощностью до 4—5 м. По находкам спор и пыльцы они датируются апт-альбом (см. рис. 64) и имеют мощность более 150 м. Мезозойские образования заканчиваются, вероятно, отложениями верхнего мела, представленными косослоистыми песками с галькой углей мощностью до 50 м.

В северной части п-ова Челюскин мезозойские отложения сохранились лишь в виде отдельных пятен, перекрытых плащом морских и ледниковых четвертичных осадков. Мощность мезозоя здесь невелика — всего несколько десятков метров.

Южнее, в районе Гафнер-фиорда, нижнего течения р. Ленинградской и низовьев р. Нижней Таймыры (бассейн рек Фомина, Траутфеттера и Шренка), оконтуривается так называемая Усть-Таймырская впадина, прилегающая своим южным бортом к горам Бырранга. Усть-Таймырская впадина выполнена мезозойскими отложениями, начинающимися с лейаса, суммарной мощностью 400 м; из них на угленосную толщу приходится свыше 150 м. Мощность четвертичных образований, перекрывающих мезозой, также велика (свыше 160 м). Границы этой впадины и определяют; границы угленосного бассейна.

Начало раннего мезозоя (триас) было эпохой пенепленизации складчатых сооружений Северного Таймыра. В ранней юре территория п-ова Таймыр была покрыта мелким эпиконтинентальным морем, в котором эпизодически в связи с блоковыми подвижками фундамента возникали архипелаги островов, с которых сносился кластический материал для образования толщ осадков юры и мела.

В южной части п-ова Челюскин располагалась зона преимущественного опускания (Усть-Таймырская впадина), где накапливались сравнительно мощные толщи осадков. Снос материала в эту депрессионную зону происходил из районов северной части п-ова Челюскин и гор Бырранга, где находились участки преимущественного поднятия.

К концу раннего мела (апт — альб) блоковые движения стабилизировались, и зона депрессии стала ареной континентального угленакопления. В связи с блоковыми поднятиями на окраинах бассейна угленосная толща легла непосредственно на породы фундамента.

В четвертичное время мезозойские отложения были перекрыты осадками трансгрессий и ледников, которые бронировали угленосную толщу от денудации.

Молодые блоковые поднятия вновь вывели на поверхность древние породы, в связи с чем в низовьях р. Нижней Таймыры поднялись гряды древних пород, которые отделили угленосные площади рек Траутфеттера и Шренка от основного поля бассейна (см. рис. 63).

Небольшие депрессии в фундаменте, в которых отлагались мезозойские толщи, существовали также в зоне Горного Таймыра; в некоторых из них до сих пор сохранились останцы угленосных отложений (например, депрессия р. Звериной и др.).

Мезозойские отложения почти повсеместно залегают горизонтально или слабоволнисто (3—15°), за исключением района Гафнер-фиорда и нижнего течения р. Ленинградской, где наблюдаются складки с углами падения крыльев 50—75° и мелкие сбросы. Эти деформации связываются с альпийскими фазами тектогенеза, которые проявились на Северном Таймыре как отголоски более южных дислокаций.

На выходах угленосных отложений нижнего мела часто развит своеобразный микрорельеф типа «бедленд», выражающийся в том, что склоны холмов изрезаны лабиринтами оврагов глубиной 1,5—2 м в виде песчаных пирамид, столбов и острых хребтов, покрывающих площади в сотни квадратных метров. Другие отложения (юрские, четвертичные) никогда не дают таких форм рельефа, образование которых объясняется однородным составом песков угленосной толщи, легко размываемых во всех направлениях. Этот рельеф служит признаком угленосности обнажающихся отложений.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: