Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Краткая история геологических исследований южной окраины Тунгусского бассейна


Южная окраина Тунгусского бассейна — от Енисейского кряжа на западе до верховьев р. Катанги на востоке — в геологическом отношении изучена крайне неравномерно. Более детально изучены площади, на которых проводились поисковые и разведочные работы с применением значительных объемов колонкового бурения и различных горных выработок. Такие площади находятся в крайней юго-западной части южной окраины бассейна: район Кокуйского месторождения на левобережье р. Ангары и район верхнего течения р. Тасеевой, а также в крайней юго-восточной ее части — в Илимо-Катском районе.

Сведения о геологическом строении остальной площади ограничиваются лишь теми данными, которые получены при геологических съемках различного масштаба и при специальных литолого-стратиграфических исследованиях последних лет.

Первые сведения о наличии угленосных отложений в бассейне р. Ангары можно найти главным образом в работах геологов, производивших здесь геологические исследования в связи с постройкой Сибирской ж.-д. магистрали: П.К. Яворовского, Л.Я. Ячевского, Н.Л. Ижицкого. П.К. Яворовский впервые установил наличие непрерывной площади развития углесодержащих отложений по р. Ангаре, правильно определив их палеозойский возраст.

В 1917—1924 гг. огромную территорию, заключенную между Енисеем и Леной, изучал С.В. Обручев.

С 1930 по 1941 г. на отдельных небольших участках южной окраины бассейна выполнялись поисковые работы на уголь с целью выяснения промышленной ценности районов, ближайших к более обжитым районам Красноярского края и Иркутской области. Особое внимание при этом уделялось выявлению энергетических ресурсов крайней юго-восточной части бассейна, тяготеющей к Ангаро-Илимской группе железорудных месторождений (Иркутская область).

В эти же годы в западной части рассматриваемой территории (в пределах Красноярского края) угленосные палеозойские отложения изучались М.М. Коровиным, А.В. Аксариным, Ф.Ф. Оттеном и А.С. Хоментовским.

Благодаря проведенным исследованиям были значительно дополнены представления о составе, мощности и условиях залегания продуктивных отложений на южной окраине бассейна и выявлено значительное число новых точек с выходом пластов угля.

Н.Н. Чернышев сделал первую попытку дробного расчленения угленосных осадков Илимо-Катского района (правобережье р. Ангары, ниже устья р. Илима) по литологическим признакам и угленосности (снизу вверх) на карапчанскую свиту (300 м), бадарминский горизонт (100—150 м) и катскую свиту (100 м). Пласты угля и углистые породы встречаются в верхней части карапчанской свиты и в катской свите. Растительные остатки были собраны Н.Н. Чернышевым в катской и в верхах карапчанской свитах, но не были своевременно обработаны, поэтому возраст этих отложений условно датировался как карбон + пермь.

М.Ф. Нейбург и Г.П. Радченко позднее сравнили эти остатки с формами, характерными для нижнебалахонской свиты Кузнецкого бассейна, что дало повод относить катскую свиту к среднему — верхнему карбону. По данным исследований последних лет, имеются все основания утверждать, что карапчанская свита Н.Н. Чернышева, установленная им в наиболее южных участках, ближайших к современной границе бассейна, в значительной ее части перекрывается бадарминским горизонтом + катской свитой более северных участков, т. е. разрезы частично повторяются. Таким образом, схема Н.Н. Чернышева не может быть взята за эталон, так как соотношения выделенных им свит и их объем являются сомнительными.

В годы Великой Отечественной войны объем геологических исследований в южной части Тунгусского бассейна резко сократился. В этот период производились поисково-разведочные работы под руководством Б.А. Иванова лишь в Илимо-Катском районе. Одновременно была выполнена там же геологическая съемка.

В послевоенные годы б. трестом «Востсибуглегеология» осуществлялись широкие поисковые работы в крайней юго-западной части рассматриваемой территории — в бассейнах рек Кана, Усолки, Тасеевой и Ангары. В этих работах принимают участие геологи: И.П. Жуйко, А.В. Санжара, И.А. Санжара (бассейны рек Кана и Усолки), М.И. Андреев, Г.Ю. Гаген-Торн (бассейн р. Тасеевой), С.Ф. Булацель, Л.И. Ван, И.А. Санжара, Л.В. Яконюк и др. (район Кокуйского месторождения). Одновременно ВСЕГЕИ осуществлял в этих районах комплексное изучение угленосных отложений и углей палеозойского возраста с целью общей прогнозной оценки этой части бассейна в отношении возможного нахождения в ее пределах спекающихся углей.

Выполненные работы внесли много нового в познание геологического строения Канско-Тасеевской впадины, в частности они позволили значительно уточнить стратиграфию, состав и характер изменения по площади угленосных отложений, степень угленосности различных горизонтов, строение и мощность угольных пластов на отдельных участках, а также выяснить качество слагающих их углей.

В эти же годы продолжалась разведка Кокуйского месторождения, границы которого были определены после геологической съемки, выполненной в 1951 г. И.А. Санжара, составившим геологическую карту района этого месторождения. Общая мощность продуктивной толщи, слагающей Кокуйское месторождение, была определена в 960 м. В ней было установлено 78 угольных пластов и пропластков, в том числе один пласт средней мощностью 62,4 м.

В 1951—1954 гг. В.М. Ковбасина на основании палеонтологических данных впервые расчленила угленосную толщу Кокуйского месторождения на четыре горизонта. Совместно с Г.П. Радченко она сопоставила эти горизонты соответственно с верхами острогской свиты, с мазуровской, алыкаевской и промежуточной подсвитами балахонской серии Кузнецкого бассейна. В 1954—1955 гг. Е.М. Андреева подтвердила такое сопоставление на основе палинологических данных, несколько уточнив положение здесь границы между аналогами алыкаевской и промежуточной подсвит.

Геологическую карту Тасеевского района составил М.И. Андреев. Изучение спорово-пыльцевых комплексов отсюда выполнила Г.Н. Трошкова, установившая, что, несмотря на некоторое уменьшение мощности продуктивной толщи, в Тасеевском районе имеются те же аналоги алыкаевской и промежуточной подсвит.

Для более южных районов (реки У солка, Унжа, Канск) геологическая карта была составлена И.П. Жуйко, А.В. Санжара и И.А. Санжарой. Собранные этими геологами и определенные А.В. Аксариным и А.И. Турутановой-Кетовой растительные остатки позволили установить, что в южных районах представлены лишь средние горизонты угленосной толщи (аналоги алыкаевской подсвиты), нижние ее горизонты отсутствуют, а верхние (аналоги промежуточной подсвиты), очевидно, были нацело смыты перед отложением юрских осадков.

Большинство исследователей, придерживавшихся официально принятой в те годы точки зрения на возраст угленосных отложений Кузнецкого бассейна, возраст угленосных отложений определяли как пермский. Лишь Г.П. Радченко, М.А. Андреев, И.П. Жуйко и В.М. Ковбасина относили к карбону нижнюю часть угленосной толщи, синхроничную мазуровской и алыкаевской подсвитам Кузнецкого бассейна.

Изучением петрографического состава углей занималась Г.Н. Tpoшкова и частично Н.А. Афанасьева и Л.И. Сарбеева. Исследование химических и технологических свойств углей произведено под руководством В.А. Липняговой. В результате всестороннего изучения углей юго-западной части бассейна установлено, что спекающиеся угли здесь практически отсутствуют, так как признаки спекания обнаруживают угли самых нижних пластов угля на ограниченных участках.

Изучение Кокуйского месторождения продолжалось до 1956 г. с целью подготовки шахтных полей с энергетическими углями. Закончены детальной разведкой три поля, в том числе одно под открытые работы.

В юго-восточной части бассейна (в пределах Иркутской области) с 1947 по 1957 г. никаких поисково-разведочных работ на уголь не производилось. Зато здесь в очень широких масштабах в 1947—1953 гг. велись исследования с целью выяснения перспектив алмазонбсности различных частей Сибирской платформы.

В отчетах указанных геологов содержатся, между прочим, также сведения о литологии и стратиграфии угленосных отложений. Так, С.М. Цейтлин впервые обнаружил своеобразные растительные остатки плауновидных в непродуктивных песчаниках по р. Тушаме. М.Ф. Нейбург эти остатки сравнила по общему облику (без точных определений) с теми остатками, которые характерны для острогской свиты Кузнецкого бассейна, и на этом основании выделила указанные слои в особую тушамскую свиту нижнекаменноугольного возраста.

По р. Берямбе Ф.Ф. Ильиным были собраны растительные остатки, которые, по определению А.И. Турутановой-Кетовой, оказались типичными для нижней части балахонской свиты Кузбасса; возраст слоев она определила как пермокарбоновый. Н.С. Зайцев на левом берегу р. Ангары обнаружил остатки растений, по которым М.Ф. Нейбург сопоставила эти слои со средней частью балахонской свиты Кузбасса.

Г.А. Кузнецов, обобщивший все данные по стратиграфии угленосных толщ в пределах среднего течения р. Ангары, относил эти толщи к пермокарбону.

М.Н. Благовещенская провизорно расчленила угленосные отложения в бассейне нижнего течения р. Ангары на две части: среднюю + верхнекаменноугольную и нижнепермскую, что теперь подтверждается палеоботаническими данными.

В период с 1956 по 1959 г. в крайних южных районах Тунгусского, бассейна проводили тематические исследования Н.П. Ильюхина. (ВСЕГЕИ), Л.Н. Гутова и Н.Н. Виниченко (Иркутское ГУ), ставившие перед собой задачу изучить литологию и стратиграфию верхне-палеозойской угленосной толщи и дать сопоставление ее разрезок для крайней юго-западной части бассейна и крайней юго-восточной (Илимо-Катский район). Собранный материал, с учетом прежних данных В.М. Ковбасиной, Е.М. Андреевой и Г.Н. Трошковой, позволил этим исследователям совместно с Н.Г. Вербицкой и Г.П. Радченко, изучавшими растительные остатки, разработать для западной части площади (Кокуйское месторождение) и Илимо-Катского района схемы литолого-стратиграфического расчленения угленосных пород.

В эти же годы широкие стратиграфические исследования в Тунгусском бассейне осуществляла Е.С. Рассказова.

В 1957 г. Иркутское геологическое управление возобновило комплексные геологические и геологоразведочные работы на уголь в Илимо-Катском районе. На разных участках было пробурено несколько профилей, причем один из них пройден в меридиональном направлении вдоль р. Ангары, от устья р. Илима до р. Едармы. Выявлен разрез угленосной толщи мощностью более 600 м, заключающий 10 пластов угля, в том числе пять рабочих. На реках Верее, Жероне и в других точках обнаружены при съемке выходы угольных пластов мощностью до 6—7 м.

В это же время Красноярское геологическое управление начало поисково-разведочные работы в бассейне рек Аладьиной, Kapaбулы, Муры, Чадобца, а также специальные тематические работы по выяснению общих закономерностей распределения и условий образования углей различного качества в этой части Тунгусского бассейна, проводившиеся под руководством Н.А. Чудакова и В.С. Быкадорова.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: