Общие географические сведения о Южно-Якутском угольном бассейне

Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Общие географические сведения о Южно-Якутском угольном бассейне

07.05.2020

Южно-Якутский бассейн находится на юге Якутии в пределах Алданского административного района. Он расположен на южной окраине Алданского нагорья и ограничен с юга Становым хребтом, с севера — хребтами Западные Янги и Алдано-Учурским. Бассейн простирается в широтном направлении на 750 км, от р. Олекмы на западе до р. Учур на востоке, а в меридиональном — от 60 до 150 км. Общая площадь развития пород угленосного комплекса 25,1 тыс. км2.

В южной части Алданского нагорья, на границе его с северными предгорьями Станового хребта, наблюдается область пониженного рельефа, сложенная мезозойскими угленосными отложениями. Рельеф ее характеризуется большой выровненностью, обусловленной в общем пологим залеганием осадочных пород и сохранением древних поверхностей выравнивания. Долины крупных рек углублены по отношению к водоразделам на 200—350 м, при значительной разветвленности гидрографической сети создается сильно пересеченный рельеф местности. Крутые склоны долин, как правило, покрыты мощными осыпями глыб и щебня — продуктами морозного выветривания. На водоразделах развит щебенисто-дресвяный элювий.

Сглаженные формы рельефа, повсеместно развитый чехол четвертичных образований, сплошная залесенность района и мохово-болотные образования («мари»), развивающиеся на участках многолетнемерзлых пород, обусловливают плохую обнаженность района.

Формы микрорельефа в большинстве случаев являются следствием морозного выветривания и солифлюкционных процессов. Характерно наличие куэстового рельефа на площадях развитая угленосных отложений. Эрозионные уступы (куэсты) нередко соответствуют выходам угольных пластов, хорошо дешифрируются на аэрофотоснимках и оказывают большую помощь при вскрытии и прослеживании угольных пластов. На таких уступах, выходах угольных пластов, часто произрастает теплолюбивая береза. Тектонические нарушения, ограничивающие угленосные отложения, обычно хорошо прослеживаются в рельефе и образуют ясно выраженные денудационные уступы.

Район дренируется реками системы р. Алдан, из числа которых Тимптон, Гонам и Учур со своими притоками образуют самостоятельные бассейны с разветвленной гидрографической сетью. Самая западная часть бассейна дренируется р. Олекмой. Речные профили характеризуются ступенеобразными, неуравновешенными кривыми стока, реки изобилуют порогами и перекатами. Распределение годовой нормы стока рек по сезонам отличается большой неравномерностью. Многие реки зимой промерзают до дна, по многим рекам отмечаются «наледи» (мощностью до 3—10 м).

Для описываемой области характерно сплошное развитие лиственничной тайги. Зона тайги обрывается в нагорье на уровне 1100—1300 м. В таежной области развит подлесок (кедровый стланник и карликовая береза), обусловливающий плохую проходимость местности. Широко распространены в районе моховой покров и ягодные растения, травяной покров почти повсеместно отсутствует.

Южная Якутия в целом характеризуется резко континентальным климатом, суровой продолжительной зимой и коротким жарким летом. Наиболее низкая среднемесячная температура по данным многолетних наблюдений в пос. Чульман приходится на январь (-36°С), наиболее высокая — на июль (+15,7°С). Минимальная температура в отдельные дни января достигает -61° С. Среднегодовая температура воздуха в районе отрицательная: в пос. Чульман — 9,5° С, в г. Алдане — 7,8° С. Холодный сезон в Южной Якутии длится семь месяцев: с конца сентября и до начала мая. Длительность безморозного периода в Чульмане (22/VI—20/VIII) короче, чем в Алдане и даже Якутске, лежащем гораздо севернее, и составляет соответственно 58, 99 и 95 дней. По количеству осадков (500—550 мм) район можно отнести к довольно влажным, здесь выпадает осадков значительно больше, чем в Центральной Якутии. Осадки в дождливый период года (май—сентябрь) составляют 70—75% от годовой суммы, а в районе пос. Чульман 87%. Снежный покров устанавливается в конце сентября — начале октября и достигает наибольшей мощности только во второй половине зимы. Преобладающими в районе в течение всего года являются ветры северо-западного направления. Скорость ветра в среднем составляет 2,5 м/сек. Максимальная скорость ветра наблюдается в марте — апреле и достигает 7—12 м/сек.

Отрицательные среднегодовые температуры воздуха способствуют развитию в районе многолетнемерзлых пород (вечной мерзлоты). Мерзлота имеет островной характер и сосредоточивается в пониженных формах рельефа, достигая глубины 75—150 м. Учитывая малую мощность рыхлых отложений и наличие скальных грунтов, мерзлота серьезных осложнений при строительстве крупных промышленных объектов не вызовет.

В пределах современного контура в бассейне выделено пять угленосных районов (рис. 1): Тунгурчинский, Алдано-Чульманский, Ытымджинский, Гонамский и Токийский.

По географо-экономическому районированию Южная Якутия выделяется как Алданский горнопромышленный район, который экономически освоен пока очень слабо.

Подавляющая часть населения концентрируется в городах и рабочих поселках. Наиболее крупными населенными пунктами являются: г. Алдан — административный центр района и центр золотодобывающей промышленности, г. Укулан (Томмот) — пристань на р. Алдан и центр слюдяной промышленности, пос. Чульман — центр угледобычи и энергетики района.

В районе имеются различные естественные стройматериалы и сырье для цементной промышленности, но крупных месторождений кирпичных глин не выявлено.

Сельское хозяйство развито лишь в северной части района.

Лесная промышленность в районе не развита. Большая часть запасов представлена лиственницей (77%) и сосной (14%).

Основной транспортной артерией района является Амуро-Якутская автомагистраль (АЯА), которая начинается от ст. Большой Hевер Забайкальской железной дороги и проходит через пос. Чульман, города Алдан и Томмот на Якуток. Общая протяженность трассы Большой Невер — г. Томмот 728 км. Расстояние от пос. Чульман до ст. Большой Невер по этой трассе 400 км. Внутри бассейна дороги отсутствуют, завоз грузов возможен лишь тракторами и гужевым транспортом в зимнее время. К Чульмаканскому и Нерюнгринскому месторождениям от автомагистрали проведены улучшенные грунтовые дороги. Судоходными реками являются р. Алдан от устья до г. Томмота и р. Учур от устья до базы Чульбю. С республиканским центром г. Якутском район имеет регулярную авиасвязь. Промышленное освоение бассейна потребует проведения железной дороги общей протяженностью 500 км.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: