Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Изверженные породы Печорского угольного бассейна


Изверженные породы на площади Печорского угольного бассейна имеются как в области развития пермских угленосных и триасовых отложений, так и среди отложений среднего и нижнего палеозоя, которые образуют восточное обрамление бассейна и орографически связаны с западным склоном Полярного и Приполярного Урала. Значение этих двух территориально и стратиграфически обособленных групп изверженных горных пород в истории развития бассейна различно: первые входят в разрез пермских угленосных отложений и время их появления синхронно формированию верхней части пермских и триасовых осадков; вторые в значительной мере служат исходным материалом для накопления этих осадков. Ниже описаны лишь изверженные породы первой группы, развитые в основании хейягинской серии и представленные базальтами. До недавнего времени они были известны в пределах кряжа Чернышева и в районе восточного замыкания Коротаихинской мегасинклинали. В последние годы был выявлен новый район распространения базальтов на территории Воргашорского угольного месторождения, расположенного южнее поднятия Чернова.

Геологические исследования показали, что все известные выходы базальтов повсеместно занимают строго определенное положение в разрезе пермо-триасовых отложений, располагаясь на границе печорской и хейягинской серий. Необходимо добавить, что в Коротаихинской мегасинклинали имеются два покрова базальтов, разделенных пачкой конгломератов мощностью 50—60 м; на остальной площади бассейна имеется несомненно доказанный лишь один покров.

Наблюдениями Л.Л. Хайцера окончательно определен возраст базальтов р. Адзьвы, считавшихся некоторыми исследователями мезозойскими. Тщательное изучение базальтов показало, что они не только не инъецируют перекрывающие их юрские отложения, а содержатся в них в виде обломков, т. е. контакт юры и базальтов явно трансгрессивный. Кроме того, по геофизическим данным, так называемый юрский базальт р. Адзьвы является прямым продолжением базальтового покрова, залегающего между печорской и хейягинской сериями. Эти данные находят свое подтверждение в абсолютном петрографическом сходстве базальтов, считавшихся ранее разновозрастными. He вызывает теперь сомнений и эффузивный характер базальтов, оспаривавшийся более ранними исследователями. Во всех естественных обнажениях базальтов верхняя поверхность покрова носит несомненные следы размыва; породы кровли местами на 40% состоят из гальки и обломков перекрываемых ими базальтов. В некоторых местах (рч. Б. Анарогашор, приток р. Воркуты) базальтовый покров совершенно или почти совершенно размыт, и контакт печорской и хейягинской серий в этих случаях фиксируется почти мономиктовым конгломератом, состоящим из галек размытого покрова базальта низов хейягинской серии. Базальтовые тела повсеместно резко обогащены к кровле миндалинами, достигающими иногда нескольких сантиметров в поперечнике. Микроскопические исследования показывают, что миндалины кровли часто заполнены осадочным материалом. Породы почвы базальтов иногда носят следы эндоконтактовых и экзоконтактовых изменений, проявившихся в хлоритизации и ожелезнении как самой подошвы покрова, так и осадочных пород, подстилающих покров. В единичных случаях известны здесь и новообразования цеолитов. Пирокластические образования, сопутствующие излияниям базальтов, до сих пор неизвестны; однако туффитовая природа многих песчаников тальмаюской толщи (T1) несомненна.

Мощность верхнего базальтового покрова достигает в Коротаихинской мегасинклинали 16—19 м, нижнего 10—12 м. На кряже Чернышева мощность его не превышает 7—10 м. На Воргашорском месторождении мощность базальтов, по данным буровых скважин, возрастает до 34—37 м. На Сейдинском месторождении она достигает 87 м. Изучение этой мощной толщи показывает, что она образовалась в результате неоднократных излияний. Каждый из десяти выделяемых здесь лавовых потоков, в нижней, а иногда в центральной части наиболее раскристаллизован. Степень раскристаллизации обычно уменьшается к кровле, реже к почве потоков. Верхняя поверхность многих базальтовых потоков носит несомненные следы континентального выветривания, фиксирующего промежутки времени между следовавшими друг за другом излияниями.

Пачки аргиллитов, содержащиеся в толще базальтов и заключающие наряду с обломками базальтов фауну филлопод, свидетельствуют о том, что одновременно с накоплением вулканогенной толщи происходило образование глинистых осадков либо непосредственно среди остывавших лавовых потоков, либо в близлежащих районах.

Непосредственного контакта базальтов с углями нигде не наблюдалось.

Петрографически базальты изучены еще недостаточно. Описание базальтов, сделанное О.О. Баклундом, до нашего времени еще не утратило своего значения. Относительно обстоятельная петрографическая характеристика базальтов в 1957 г. была дана петрографом А.Н. Шулеповой по образцам, доставленным геологосъемочными партиями, работавшими на кряже Чернышева. Шлифы базальтов из различных районов Печорского бассейна периодически просматривались и описывались А.Д. Миклухо-Маклаем.

По имеющимся неполным материалам, среди базальтов по структурным признакам могут быть выделены следующие типы: базальт-долерит, базальт миндалевидный, собственно базальт, базальтовый порфирит и гиалобазальт. Характерными структурами являются микропорфировая — интерсертальная, интерсертальная — почти долеритовая, гиалоинтерсертальная, толеитовая и гиалопилитовая.

Валовой минералогический состав базальтов представлен лабрадором, авгитом, оливином, основным вулканическим стеклом, хлоритом, иддингситом, делесситом, кальцитом, халцедоном, кварцем, соссюритом, эпидот-клиноцоизитом, гидрогематитом; акцессорными минералами являются магнетит, апатит, титаномагнетит, пикотит (2 случая).

Лабрадор представлен двумя генерациями. Лейсты плагиоклаза первой генерации (порфировые вкрапленники) содержат обычно 55—60% анортитовой молекулы; плагиоклаз второй генерации (плагиоклаз основной массы) содержит 50—55% анортитовой молекулы и в большинстве случаев свежемикротинового облика. Авгит также свеж, с cNg 40°. Оливин в подавляющем числе случаев хлоритизирован или замещен тонкочешуйчатыми агрегатами иддингсита. Стекло непрозрачное, темно-зеленое, коричневое, золотисто-бурое (цвета ортита) с N>bк.б, иногда участками изменяется в золотисто-желтый, зеленый и красновато-бурый двупреломленный агрегат. Миндалины выполнены хлоритом, кальцитом, халцедоном, кварцем. Рудные минералы вкраплены в основную массу, апатит, в общем, редок.

Выделяется группа безоливиновых базальтов. По-видимому, значительным распространением пользуются андезито-базальты и даже андезиты, имеющие типичную андезитовую (гиалопилитовую) структуру основной массы с микролитами, содержащими 27—30% анортитовой молекулы.

Пространственные соотношения выделенных разновидностей эффузивов до сих пор неясны. Можно лишь предполагать, что базальт-долериты отвечают центральным частям потоков, а миндалевидные базальты с гиалоинтерсертальной структурой слагают верхние и периферические части этих же потоков. Наблюдающиеся местами процессы хлоритизации базальтов и развитие частичной альбитизации плагиоклазов должны быть отнесены за счет автометаморфических процессов, так как следы регионального метаморфизма в породах совершенно отсутствуют и базальты в целом имеют резко выраженный кайнотипный облик, что вполне согласуется с их положением в разрезе, показывающим их пермо-триасовый или триасовый возраст (табл. 8 и 9).
Изверженные породы Печорского угольного бассейна

Сравнивая полученные числовые характеристики базальтов с типовыми числовыми характеристиками А.Н. Заварицкого, можно заключить, что наши породы вполне соответствуют ряду нормальных базальтов.

Переходя к вопросу о корнях базальтовых излияний, можно с уверенностью говорить, что на Урале и Пай-Хое они отсутствуют. И если на Урале и имеются породы, комагматичные базальтам, то они всегда представлены только глубинными фациями габбро-базальтовой магмы. Отсюда следует, что корни базальтовых излияний нужно искать на площади Печорского угольного бассейна.

Магниторазведочные работы в районе поднятия Чернова выявили магнитные аномалии порядка 2000—50 000 у, в то время как собственно для базальтового покрова они нигде не превышают 2000—3000 у. Эти аномалии линейно вытянуты, в северо-западном направлении по обе стороны поднятия Чернова и пространственно совпадают с имеющимися здесь крупными разломами. Возникает вопрос, не являлись ли эти разломы в пермо-триасовое время путями проникновения магмы на дневную поверхность. Если это так, то центральное положение района аномалий относительно кряжа Чернышева и Коротаихинской мегасинклинали ;и большая мощность базальтового покрова на Bopгaшорском и Сейдинском месторождениях находят свое естественное объяснение.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: