Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Офиолиты в орогенах


Линзовидные массивы «зеленокаменных пород», т. е. основных и ультраосновных пород вдоль орогенических зон встречаются чаще крупных тел предыдущего типа. Следует добавить, что крутое залегание этих массивов способствует их обнажению на любом уровне эрозии и препятствует тому, что они могли бы остаться незамеченными. Речь идет о совокупностях, называемых офиолитовыми комплексами, образованных перидотитами и пироксенитами, габбро и долеритами, иногда сопровождаемыми более кислыми дифференцированными породами, обычно диоритового состава. К ним присоединяются базальты и иногда они венчают всю совокупность: это — подводные потоки в морских бассейнах, расположенных вдоль рождающихся орогенов. Все эти образования смяты в складки и дислоцированы, разбиты надвигами и раздроблены вместе с осадочными образованиями орогенов. Рассматриваемые зеленокаменные породы часто метаморфизованы: габбро и долериты превращены в амфиболиты, гипербазиты более или менее изменены (серпентинизация, уралитизация), в то время как осадочные породы переходят в парагнейсы и слюдяные сланцы.

Отметим каледонский пояс Скандинавии с его зеленокаменными породами, богатыми скоплениями пирита, и его продолжение в Шотландии; герцинский пояс Урала и его платиноносные и хромсодержащие габбро и дуниты; альпийскую цепь с габбро и серпентинитами вдоль осевой метаморфической зоны Альп Западной Европы, с хромитсодержащими серпентинитами вдоль динарской ветви Югославии, Греции, Анатолии, Ирана, Пакистана. Также и альпийские пояса периферии Тихого океана, особенно Новая Каледония, Сулавеси, Филиппины, Хоккайдо и некоторые сегменты крупных хребтов обеих Америк.

Часть этих зеленокаменных пород интерпретируется как потоки основного состава подводного вулканизма. Этот факт проявляется особенно четко для тех пород, которые приняли облик спилитов, иногда со структурой «подушечных лав» (pillow-lavas). Также обстоит дело и для других пород, которые с ними ассоциируют географически и имеют зернистый облик габбро. Например, М. Лемуан наблюдал, что габбро и серпентиниты Кейра (франко-итальянские Альпы), занимающие определенный стратиграфический уровень, ассоциируют с радиоляритами и местами проявляют облик подушечных лав.

Однако это не исключает существования интрузивных зеленокаменных пород в свите орогенических габбро. Роговиковые контакты могут, очевидно, обосновывать подобную интерпретацию. Возле этих зеленокаменных пород складчатых поясов проявляются также и граниты. Некоторые из них путем дифференциации связываются с габброидными породами. Наконец, другие пересекают складчатость и являются более поздними.

Эта сложная эволюция и эта ассоциация различных плутонических и вулканических пород, в которых основные члены играют весьма значительную роль, навязывают мысль, что крупные орогены захватывают кору на всю мощность и, вероятно, также некоторую часть верхней мантии. Орогены дают повод к обширному перемешиванию земного вещества между глубинами и поверхностью земного шара, при помощи которого вещество симы перемещается сквозь толщи, либо в виде подводных потоков, либо в виде магматических интрузий или механической инъекции твердых осколков перидотита, или быть может путем продвижения «основных фронтов», как это было видно в более мелком масштабе вокруг гранитных ореолов.

Уместно здесь вспомнить крупные массивы анортозитов и лейконоритов, встреченные в пределах высокометаморфизованных (чарнокитовых) формаций нижнего докембрия. П. Мишо установил в Рогаланд, в Норвегии, их сложную геологическую историю в связи с тектоническими фазами очень крупного размаха в основании коры. Габброидный и синтектонический характер этих массивов позволяет сопоставлять их с роями орогенических зеленокаменных пород молодых поясов, но масштаб анортозитовых массивов является более крупным.

В офиолитовых комплексах наблюдаются мощные линзовидные обрывки перидотитов, местами залегающие кулисообразно и заслуживающие особого внимания. Эти серпентинизированные или несерпентинизированные породы пересекаются и венчаются габбро, долеритами и другими более кислыми дифференцированными породами (диоритами) офиолитовой серии, причем все это заканчивается подводными базальтовыми потоками ассоциированных геосинклинальных серий. Перидотиты проявляются как крупные растянутые стратиформные плиты, мощность которых может достигать нескольких тысяч метров, а протяженность — десятков километров. Как мы уже отмечали, габброидные магмы вполне могут породить перидотиты путем гравитационной дифференциации на любом горизонте в земной коре.

Ho удивительным в гипотезе дифференциации является большой масштаб ультраосновных плит. Вместе с тем идея о вулканических потоках или о плоских магматических интрузиях перидотитовой магмы наталкивается на трудности. В современном вулканизме неизвестны магмы такого состава, факт, объяснимый аномально высокой температурой, которая была бы необходима. Различные авторы предлагали хитроумные объяснения для того, чтобы сохранить симили-вулканическую гипотезу для этих перидотитов: тонкая пыль кристаллов оливина с небольшим количеством связующей базальтовой жидкости, в конечном счете удаляемой; кумуляты тяжелых кристаллов; образование путем декантации (отцеживания); образование гидратированной магмы, способной кристаллизоваться при умеренной температуре в виде серпентинита, причем последний впоследствии подвергался перекристаллизации, сопровождающейся дегидратацией.

Г. Хиссляйтнер, специалист по хромитам Балканского полуострова и Турции, указывал ранее, что крупные плиты перидотитовых офиолитов, по-видимому, ведут себя как инородные тела, увлекаемые пассивно тектоническими деформациями среды: индивидуализированные в ходе древних орогений, они, по-видимому, были вновь оживлены и вновь увлечены более поздними орогениями.

В.П. де Рёвер и другие предполагали, что перидотиты могли бы даже представлять собой массы, отделенные от мантии в твердом состоянии и увлеченные пассивно вверх с самого начала крупными орогеническими движениями. Позднее некоторые авторы предпочитали видеть в них осколки океанической коры, т. е. материала, непосредственно наложенного на мантию. Во всяком случае в этих гипотезах естественно логичной является их ассоциация с глубинными магмами основного состава (долериты, базальты). Ho как это отмечает М. Фонтей, эти магмы, которые пересекают перидотиты в виде даек габбро и долеритов, и, таким образом, являются более поздними, независимы от этих перидотитов. В некоторых случаях парагенезис перидотитов и связанных с ними пироксенолитов (оливин, пироксены, гранаты, шпинели), принимая во внимание химические составы этих минералов, указывает на температуры и давления, слишком высокие для коры, но существующие в верхней мантии. По данным Ж. Корнпробста, это, по-видимому, случай ультраосновного массива Бени-Бушера, Северное Марокко, и массива Альпухаридес в Южной Андалузии, Испания.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: