Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Механические воздействия на контактах


Механические воздействия больше проявляются на контакте интрузивных фаций, в частности у диапировых и субвулканических гранитов. Г. Клоос сравнил их с трещинами, наблюдаемыми на краю ледников (фиг. 24). Там краевые трещины, ориентированные косо по отношению к краю, ограничивают блоки, слегка повернутые друг относительно друга, потому что течение льда оказывается менее быстрым на краю, чем в середине ледника. Следовательно, трещины понемногу поворачиваются при движении вниз по течению, причем ось вращения каждой находится вблизи борта. Отсюда возникает серия ступенчатых сбросов между блоками, смещение по которым происходит по направлению к центру ледника, если переходить от блока, расположенного сверху по течению к блоку ниже по течению. Эти сбросы становятся видимыми по выходам пластов стратифицированного льда (фиг. 25). Когда трещины поворачиваются на достаточный угол, они вновь закрываются и срастаются, в то время как зарождаются другие трещины с первоначальной ориентировкой.

Аналогичное расположение наблюдалось на окраине некоторых гранитов, а именно гранита Штрелен в Силезии (фиг. 26,б). В противоположность леднику течение совершается вверх. От стенок трещины склоняются к нижней части гранитной массы. Иногда они исштрихованы, милонитизированы и содержат развальцованные аплиты. Ho иногда сбросы имеют обратное положение (фиг. 26,а), что, по Г. Клоосу, может произойти из-за того, что давление интрузии на стенки было более выражено и что вращательное движение блоков проявлялось слабее, чем собственно восходящее движение гранитного массива.

Нормально краевые трещины относятся к одной из систем трещин в массе гранита, принимающей преобладающее значение вблизи борта. Кстати, милонитовые трещины с заметным перемещением чаще встречаются в краевых частях в результате увеличения механических воздействий.

Это характеризует не только особенности жесткой фазы, но также и пластичную фазу. В самом деле, иногда на небольшом интервале от контакта встречается жильная сеть гранита, аплита, пегматита или кварца, полностью деформированная системой сжатых птигматитовых складок. Таков случай на окраине гранита Ли-Кайауа в Пиренеях. Кроме того, вообще говоря, на окраине пиренейских локализованных гранитных массивов известковые сланцы палеозойского возраста собраны в своеобразные зигзагообразные складки, обязанные местным деформациям контактов. Кстати, случается также, что гранит краевой части проявляет сланцеватость, затронутую мелкими складками, шарниры которых параллельны удлинению массива.

В значительно более крупном масштабе в некоторых случаях наблюдают настоящее выжимание ранее существовавших осадочных толщ на окраине локализованных гранитных массивов. Гранитные и монцонитовые купола хребтов Бассейна на Западе США обусловили образование богатых рудных месторождений. Вокруг одного из куполов, купола Гановер, возле Сильвер-Сити, Нью-Мексико, южная периферия массива на несколько километров окаймлена антиклинальной складкой пластов палеозойских пород, к которой со стороны гранита примыкает раздавленная синклиналь. Далее к северу западная окраина массива представляет собой вертикальный изгиб вмещающих пластов. Механическое воздействие поднимающегося гранита, способного создать складчатость, очевидно.

Уже упоминавшийся гранит Фламанвилль представляет собой диапировый почти круглый массив 5—6 км в диаметре. В западном секторе его периферии палеозойские породы смяты в повторяющиеся периферические складки шириной в сотни метров. Упомянем также гранитоиды Эльк Маунтин в Скалистых горах Колорадо, описанные Э. Зюссом в «Лике Земли». Они вздувают и выжимают в боковом направлении меловые пласты. Почему рассматривать «складчатость как первичное и доминирующее явление, а давление гранита как второстепенное явление, определяемое лишь этой складчатостью»?

Такая последовательность процессов подсказывает решение «проблемы пространства», на которую часто ссылаются в дискуссиях по становлению крупных массивов гранитов — механическая интрузия. Это решение, безусловно, пригодно не во всех случаях. Оно также может внести частичный вклад в завершение этого становления. Ho иногда оно совершенно неопровержимо.

Крупные гранитные массивы, по-видимому, действовали на свое обрамление как единый блок. Самое крупное явление такого рода находится в Южной Африке в горах Вредефорт на границе Трансвааля и Оранжевой провинции. Гранит представляет собой выход удивительно правильной округлой формы диаметром около 40 км, видимый на три четверти своей окружности, в то время как остальная часть скрыта под более молодыми отложениями. На всей видимой периферии пласты древних вмещающих гранит пород изогнуты и опрокинуты наружу от круга в результате центробежного давления (фиг. 27). Так как гранит, по-видимому, не проникает во вмещающие толщи, от которых он отделен этой круглой дислокацией, и так как ореол метаморфизма этих толщ неодинаков вокруг гранита, А.Л. Холл и Г.А. Моленграаф думали, что гранит пассивно испытывал после своей консолидации и без связи со своим внедрением вертикальное давление, или же что он оставался стабильным, в то время как вся совокупность окружающей среды опускалась, причем эти специфические движения определялись воздействием другой гранитной магмы, скрытой под этим гранитом. Недавно другие авторы рассмотрели реакцию на удар гигантского метеорита.

Движения всей совокупности гранитных массивов особенно значительны в субвулканических массивах. «Кальдеры оседания» отражают опускание гранита в течение или в конце его становления. Ho мы видели, что имеются также и обратные движения. Это — случай массива Брандберг, Юго-Запад Африки, изученный Г. Клоосом. Округлой формы и имеющий около 20 км в диаметре, он обнажается среди древних формаций неопределенного возраста, которые местами подстилают обрывки формации Карру, уцелевшие от эрозии. На большей части своей периферии он окаймлен венцом пород Карру, падение которых направлено в сторону гранита. Следовательно, массив испытал опускание по отношению к своему обрамлению. Ho этому опусканию предшествовало или за ним следовало поднятие, которое значительно подняло обрывки Карру, венчавшие массив.

С другой стороны, Г. Клоос рассматривает возможность перемещения гранита вверх или вниз во время тектонических движений, значительно более поздних по отношению к полной консолидации гранита и принадлежащих к другому орогеническому циклу. Гранитный массив, вероятно, вел себя пассивно как «мертвое тело». Такой случай следовало бы тщательно отличать от результатов, связанных с собственно становлением гранита.

Можно, разумеется, иногда вычислить амплитуду вертикального перемещения субвулканических массивов по отношению к их обрамлению по обрывкам осадочных пород, испытавших, например, смещения в несколько сотен метров. Ho дело обстоит не так для диапировых массивов, которые, более или менее типичные, гораздо более многочисленны, чем субвулканические. На первый взгляд, можно было бы попытаться во всяком случае рассмотреть крупноамплитудное восходящее движение гранита из глубинных гранитных зон и под действием мощного реоморфизма. Ho этим взглядам имеются возражения. Гранит этих массивов в гораздо меньшей степени подвергался катаклазу и протоклазу, чем синкинематические стратиформные граниты. В них часто не наблюдается экзотических блоков, принесенных из недр, как это обычно устанавливается в соляных диапирах или в кимберлитовых вулканических трубках. На это можно было бы ответить, что кристаллизация гранита протекала в продолжении поднятия, что его вещество частично должно было создаваться на месте по мере использования вещества существовавших горных пород и что случайные блоки дальнего происхождения имели время быть ассимилированными.

В противоположность гипотезе о значительной амплитуде перемещения, можно было бы спросить себя, не представляет ли совокупность схемы Клооса подобных массивов, включая окраины, скорее миметизм реоморфизма, чем настоящий реоморфизм, миметизм, обязанный полю напряжений, существовавшему в конце эволюции, с краевыми изгибами пластов, и соответствующему лишь слабому относительному движению, связанному с конечной кристаллизацией. Для того чтобы решить, какую гипотезу принять, мы не сумели бы представить решающих аргументов. Каждый частный случай должен быть изучен под углом этой проблемы.

Более скромной величины, поскольку они связаны с конечной жесткой фазой, движения, имеющие связь с окончанием становления батолитов, проявляются снаружи в виде повторных дислокаций перибатолитовых гидротермальных жил в ходе их рудного выполнения в течение продолжительных периодов. Г. Клоос когда-то отмечал прямую связь краевых дислокаций батолита Сьерра Невада в Калифорнии с золоторудными жилами Запада.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: