Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Гранитная тектоника массива


Как уже было отмечено, Г. Клоос предшествующие явления сгруппировал под названием «гранитной тектоники». В самом деле, они не связаны и обязаны случайным причинам, но находятся в связи с режимом механических усилий в эпоху становления гранита. Их совокупность определяет мегаструктуру, отражающую что-то от этого режима усилий и проявляющуюся при картировании ориентированных характеристик.

Общая трещиноватость гранита возникает сразу же после его кристаллизации. Действительно, некоторые трещины выполнены дифференцированными продуктами гранита (пегматиты, лампрофиры и др.). С другой стороны, очень часто отмечается согласие между размещением характерных черт жесткой и пластичной фаз: совпадение направления линейного растяжения гранита с пересечением двух семейств трещин отдельности; частое совпадение флюидальности и одного направления трещин отдельности. Усилия, существовавшие во время образования еще пластичного гранита, продолжались и после его кристаллизации. Различные характерные черты, созданные в ходе этой эволюции, дополняют друг друга.

Это касается, конечно, тех гранитных массивов, которые не были впоследствии включены в орогенические зоны с интенсивной деформацией. Например, герцинские граниты Альп были чересчур деформированы в третичную эпоху, чтобы быть пригодными для восстановления гранитной тектоники. Ho, напротив, это восстановление возможно в большинстве массивов, оставшихся впоследствии жесткими. Имеются возражения в том, что должны существовать трещины, вызванные сокращением гранита при охлаждении, вид которых должен был бы быть беспорядочным из-за местных неоднородностей, особенно на окраине. Устанавливается, что это воздействие, если оно и существует, имеет подчиненное значение. По Г. Клоосу, трещины усадки гранита должны согласовываться с тектоническими, не образуя особую категорию.

Гранитная тектоника изменяется в зависимости от общей формы и размеров массива, очевидно также и от условий их формирования, в неподвижной раме или в ходе складчатости. Направление растяжения, когда оно существует, прослеживается с удивительной выдержанностью через весь массив. Оно рисует тогда различные структуры: купола и своды линий растяжения. Плоскости флюидальности часто рисуют, начиная от центра к краям крупных гранитных массивов, широкие купола и низкие своды. На этих сводах система трещин, параллельных оси свода, расположена веерообразно: иногда это субвертикальные трещины в центре и постепенно наклоняющиеся по направлению к бортам. Г. Клоос интерпретирует этот веер как результат растяжения вдоль касательной к разрезу свода. Веер может быть также повернут вниз; интерпретация та же, так как эта система сопряжена с предыдущей, с которой она может, кстати, сосуществовать (фиг. 23).

Помимо этой структуры крупных куполов и сводов, которые, по-видимому, являются общими в многочисленных батолитах, могут встретиться и другие расположения. Вдавленные структуры, имеющие синклинальный облик, могут соответствовать крупным стратиформным гранитным телам, обладающим дном. В этом случае структура гранита сходна с региональной структурой осадочных толщ, являющихся крупной рамой гранита. Г. Клоос настаивал на частой распространенности плоских гранитов подобного рода, часто смешиваемых с батолитами. Другие структуры представлены структурами в виде колонн, иногда диапиров, или открытых вверх воронок. Например, гранит Фламанвилль, Нормандия, обладает некоторой флюидальностью, устанавливаемой по кристаллам и ксенолитам и расположенной в виде открытого вверх конуса с радиальными трещинами отдельности.

Случается, что эти структурные системы появляются в крупных массивах, состоящих из нескольких элементарных массивов, индивидуальность которых не вытекает при простом петрографическом изучении. Таков случай с двойным куполом батолита Сьерра Невада, близ Иосемита, Калифорния. Наконец, Г. Клоос устанавливает отсутствие структуры, т. е. упорядоченности характеристик, для некоторых массивов, которые, по-видимому, могут быть лакколитовыми гранитами и которые стали неподвижными до начала кристаллизации.

В случае субвулканических гранитных массивов мы мало или совсем не наблюдаем признаков «гранитной тектоники» внутри массивов. Этот факт является парадоксальным, принимая во внимание значительные видимые движения на периферии таких массивов. Г. Клоос и К. Худоба отметили этот факт для массивов Брандберг и Эронго в Юго-Западной Африке. В каледонском граните Росс в Ирландии, который представляет собой кольцевую систему типа гранитов «кальдеры оседания» Шотландии, У.С. Пичер устанавливает, что характерные особенности пластичной фазы выражены очень слабо и что для жесткой фазы система трещиноватости аналогична с вмещающими породами, не имея связи со структурой кольцевого комплекса. Кажется, что субвулканические массивы на свое обрамление реагировали как единый блок. Этот факт, вероятно, не мог бы быть приписан малой глубине образования таких гранитов: некоторые диапировые граниты, тем не менее затронутые гранитной тектоникой, вероятно, формировались на малой глубине. Мы думаем, что он скорее может быть приписан темпу эволюции в «вулканическом» стиле, т. е. быстрому, отличному от темпа эволюции в «тектоническом» стиле, т. е. медленного, характерного для многих гранитных массивов.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: