Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Химическая эволюция включений


Включения проявляют воздействия, аналогичные тем, которые развиваются в ореоле и которые мы рассмотрим далее. Мы увидим, что они могут определяться наложением основного химического фронта (Ca, Fe, Mg), затем щелочного фронта (щелочи и кремнезем), распространяющихся в горные породы из гранита, при этом второй как бы гонит перед собой первый. Таким же образом вокруг включений часто наблюдается тонкая кайма основного состава мощностью от нескольких миллиметров до нескольких дециметров, обогащенная меланократовыми минералами, особенно биотитом. Иногда она окружается лейкократовой зоной аналогичной мощности, обогащенной полевым шпатом. Между тем характерные черты небольшого участка каждого включения дают место к перекрытию результатов воздействий, которые следуют Друг за другом в одной и той же точке. Явление от этого становится неясным. Следовало бы иметь возможность составить баланс двустороннего обмена между гранитом и включением; но каким образом принять в расчет эти последовательные события?

Когда светлая полевошпатовая полоска окружает темную кайму и когда последняя явно более богата железом и магнием, чем включение, эта картина надлежащим образом воскрешает в памяти основной и щелочной фронты, упоминаемые Дорис Рейнольдс, застывшие в ходе своего центростремительного продвижения от гранита к включению. Ho так как в конечном счете включение должно быть все же преобразовано в гранит, совершенно необходимо, чтобы проявилась и центробежная миграция. Мы бы охотно думали, что оба процесса реальны, но развиваются последовательно с некоторым фракционированием химических элементов.

Полоски биотита предполагают значительную миграцию вещества. Изучая основные роговообманковые включения в гранитах Коннектикута и района Адирондак, Нью Йорк, М.С. Уолтон отмечает, что их биотитовая кайма формируется при преобразовании роговой обманки в результате диффузии калия из окружающего гранита. Это подтверждается тем, что последний, в непосредственной близости от включений, обеднен калием, а вокруг них обогащен альбитом.

Вообще, песчано-глинистые включения быстро принимают гранитный облик после биотитовой стадии контактового метаморфизма и, прежде чем полностью исчезнуть в его недрах, сначала переходят в гранит со структурой, несколько отличающейся от соседнего гранита. Долго сохраняются фельдшпатизированные основные включения, аналогичные диоритовым гнездам. В самом начале полевой шпат во включении развивается путем развития отдельных порфиробласт калиевого полевого шпата, аналогичного полевым шпатам окружающего гранита.

Разница в поведении кислых и основных включений объясняется Н.Л. Боуэном гипотезой о растворении включения гранитной магмой. В ходе фракционной кристаллизации магмы она растворяет те включения, состав которых эквивалентен еще не осажденным фракциям (например, песчанистые включения), но не может непосредственно растворить основные включения, состав которых аналогичен уже закристаллизовавшейся фракции. Магма ограничивается тем, что воздействует на эти основные включения со стремлением преобразовать их в более развитый член кристаллизационного ряда, становящийся в конечном счете ассимилируемым. Однако нам для объяснения этих фактов не кажется обязательным прибегать к действию магмы. Скорее, если мы допустим метасоматический процесс, работа метасоматоза является более значительной во втором случае, чем в первом. Избыточные вещества, которые должны быть удалены, более обильны в основных включениях и временно скапливаются на периферии в виде темной полоски. В кремнисто-щелочных включениях избыточный биотит более терпим и часто некоторое время сохраняется в виде крупных пятен более слюдистого гранита, чем окончательный нормальный гранит.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: