Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Химизм краевых гранитов


Как отмечает С.Р. Ноккольдс, контаминация гранита в контакте с известняками дает либо гранит повышенной основности с образованием известкового плагиоклаза, амфибола или пироксена, либо, реже, гранит видоизмененный путем потери одной или нескольких составных частей. Аналогичные факты наблюдаются в контакте с другими породами, когда гранит проявляет изменчивый облик: то он приобретает более темную окраску, т. е. переполняется железистыми и кальциевыми минералами, то он представлен более светлыми фациями, когда некоторые из этих веществ были, по-видимому, удалены из нормального гранита центра массива. Химическая миграция, которая является первопричиной этих модификаций, могла бы быть двух видов: либо центробежной, либо центростремительной по отношению к гранитному массиву. Мы увидим, что первый из них представляется более действенным.

В течение процесса формирования гранита его граница перемещается, в то время как те наблюдения, которые мы можем делать, касаются конечной стадии с явлениями, застывшими на этой стадии. Можно ли все же принять, что эти наблюдения дают картину того, что происходило в ходе эволюции гранита? Кажется, что в громадном большинстве случаев продвижение гранита должно было быть чрезвычайно медленным. Физикохимические условия и равновесное отношение с внешней средой были, таким образом, одинаковы во время движения гранита и в тот момент, когда его контакт остановился. Впоследствии, когда произошло охлаждение, условия изменились. Ho, главное, кристаллизация в ореоле и в граните, примыкающем к контакту, указывает на повышенную температуру образования или, точнее, на температуру того же порядка, что и для нормального гранита вдали от контакта. Отмечается, таким образом, самое начало фазы остановки, так что процессы кристаллизации зафиксировали находившиеся на месте химические составные части. Наблюдения над стадией остановки, которые мы можем сделать, дают, следовательно, картину химических веществ, которые в любое мгновение существуют вдоль контакта в ходе медленного продвижения гранита (во всяком случае не уточняя физического состояния среды). Однако, возможно, что некоторая часть химических составляющих, связанная с тем, что мы будем называть «поздним пневматолизом», и давшая начало менее высокотемпературным образованиям, свойственна фазе остановки и не концентрировалась в контакте в фазы поступательного продвижения вперед: мы будем рассматривать этот эффект как побочный.

Химическая миграция совокупности определенных веществ распространяется в объеме таким образом, что она напоминает постепенно расплывающееся облако. Границу этого «облака» по отношению к пространству, еще не затронутому этими веществами, называют химическим фронтом. В следующей главе мы увидим, что можно представить себе развитие гранита, как связанное с последовательными химическими фронтами, которые перемещаются и следуют один за другим от массива в направлении периферии. Этот процесс читается в ореоле, но он позволяет также интерпретировать краевые фации гранита.

К. Тилли и его сотрудники описали несколько случаев, когда гранит в контакте с известняком или доломитом представлен на небольшом интервале щелочной фацией. Они показали, что это вытекает из обеднения гранита кремнеземом, глиноземом, железом, иногда натрием — веществами, поглощенными ореолом. Этот гранит характеризуется развитием пироксена, иногда щелочного, вместо нормальных биотита или роговой обманки, и иногда исчезновением кварца и соотношениями щелочей, отличными от соотношений в граните из внутренних частей массива.

В других, значительно более частых случаях краевые граниты в основных контактах (известняки, доломиты, зеленокаменные породы) обогащены известью и магнезией; при этом их плагиоклазы становятся более кальциевыми, чем во внутренних частях, а содержание железо-магнезиальных минералов — более высоким. Основные элементы (Ca, Fe, Mg), соответствующие составу вмещающих пород, остались на месте или же перемещались в направлении наружу медленнее, чем щелочной фронт, предваряющий приход гранита.

Причина этой разницы в ходе различных химических миграций неизвестна. Как мы уже указывали, эта двойственность свойственна не только известковым и основным контактам. Вблизи сланцевых серий краевые граниты представлены более светлыми разностями, часто более мелкозернистыми, чем в центральных частях, и иногда переполнены мусковитом; или же, наоборот, это — граниты с большим количеством биотита, кордиерит-биотитовые граниты, иногда с андалузитом, силлиманитом, гранатом. Краевой гранит может обогащаться кварцем, может быть, благодаря обогащению водой, которая повышает его коррозионную способность и позволяет ему растворять кремнистый материал. Тем не менее центробежные фронты миграции кажутся наиболее действенными на контакте гранитов.

Другие перегруппировки могут происходить во внутренних частях массивов. Мы к ним вернемся ниже, рассматривая эндоморфизм вообще. Здесь отметим, что гетерогенность, как, например, краевые диоритовые штоки, эндоморфные или связанные с первичным, более основным привносом гранитной мобилизованной среды, сохраняется долго и в некоторых массивах довольно далеко от них и в конечном счете уничтожается в результате гомогенизации и химической диффузии их основного избытка. В том случае, если он (избыток) в конечном счете образуется из вмещающих пород и, наконец, рассеивается во всем гранитном массиве во время роста, это явление равноценно химической миграции соответствующих веществ извне внутрь массива.

Наконец, случаи, когда не наблюдается эндоморфных химических изменений ни внутри, ни по периферии гранита, могли бы возникнуть путем более свободной химической диффузии или при реоморфизме.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: