Гажа для отливки влагоустойчивого искусственного мрамора

Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Гажа для отливки влагоустойчивого искусственного мрамора

21.10.2020

Как известно, искусственный (оселковый) мрамор для облицовки стен, столбов и ряда других элементов зданий и сооружений используется с давних времен. Этот вид материала, приготовляемый на гипсовом вяжущем, является невлагоустойчивым, оказывает недостаточное сопротивление к истиранию, вследствие чего для устройства полов не пригоден.

Иные виды покрытий полов с керамическими, камневидными, асфальто-дегте-бетонными и ксилолитовыми плитами, паркетом и другими материалами, весьма трудоемки, не индустриальны и обходятся дорого.

Более эффективно устройство покрытия из терраццо — т. е. из растворов на обычном или цветном цементе с введением в смесь каменных цветных крошек (терраццо).

Полы из терраццо хорошо сопротивляются истиранию, на их поверхности могут быть выполнены (с помощью прокладок или без них) рисунки с простыми прямолинейными очертаниями или сложные фигуры с криволинейными контурами. При необходимости разграничить плоскости терраццевого покрытия нужно применять плитки, разделительные полоски или металлические, стеклянные и другие прокладки, соответствующие по тону или контрастные фону.

Терраццевые покрытия на готовые основания делают двухслойными: нижний слой (толщиной 15—20 мм) из цементного раствора марки «150» (с крупнозернистым песком) подвижностью, соответствующей погружению конуса не более, чем на 10 мм; верхний слой (толщина 15—20 мм) из терраццо марки «100» и той же подвижности. Цемент — обычный или подкрашенный, наполнитель — из цветных полирующихся пород (мрамор, базальт и др.), крупностью зерен 0,15—2 мм и 5—10 мм в равных частях.

Укладку терраццевых полов начинают с укрепления жилок из цветного металла, стекла или пластмассы на соответственно подготовленном нижележащем элементе пола.

После укрепления жилок между ними укладывают раствор нижнего слоя, уплотняя его кельмой. Верхний слой необходимо уложить до схватывания раствора нижнего слоя. Терраццо верхнего слоя укладывают на 2—3 мм выше уровня жилок и уплотняют его площадочными вибраторами до появления на поверхности цементного молока.

После того, как покрытие из терраццо приобретает необходимую прочность, его поверхность шлифуют мозаично-шлифовальной машиной. Образующиеся во время шлифовки на поверхности покрытия поры или царапины перед окончательной шлифовкой необходимо прошпатлевать цементным тестом с мраморной мукой под цвет терраццо.

Устройство наборных мозаичных покрытий полов. Заданный орнамент может набираться по оригиналу из щебенки, стекла, крошки, осколков плит и других материалов.
Гажа для отливки влагоустойчивого искусственного мрамора

На поверхность соответственно подготовленного нижележащего слоя укладывают маячные рейки, между которыми из цементного раствора марки «150» (с кварцевым песком) подвижностью, соответствующей погружению конуса на 15—20 мм, укладывают постель слоем 15—20 мм. На ней набирают заданный рисунок по трафаретам, плотно прижимая куски камня или другого материала один к другому, при необходимости подтачивая их на электроточилах. После вдавливания камней в постель, их поверхность выравнивается правилом по маячным рейкам. Рейки вынимают по мере того, как к ним подводится рисунок, а оставшиеся от них борозды также заполняют кусками камня, выравнивая их по сделанной уже части пола.

Шлифование и шпатлевание поврежденных мест осуществляются так же, как и при терраццевых покрытиях.

Ремонтно-строительному тресту Тбилгорисполкома в 1959 году на горе Мтацминда (плато фуникулера) было поручено устроить сложный пол (планетария) по бетонному основанию из мозаики черного цвета. Фигуры (знаки зодиака) и полосы должны были быть изготовлены из белого мрамора, причем, после укладки фигур и полос на пол предусматривалась заливка мозаики.

Почти все фигуры были разного очертании и не похожи друг на друга. Кроме того, некоторые из них состояли из 69, 39 и т. д. элементов. Количество фигур с учетом центра было 33; сложность устройства пола осложнялась и тем, что каждая фигура укладывалась в строгом соответствии с астрономическими требованиями. Пол, площадью в 100 м2, устраивался горизонтальным. Толщина фигур из мраморных плит и полоски составляла 2—3 см. Раскладка таких элементов на указанную площадь под одну отметку была нелегкой. Фигуры не отделялись от мозаики разделительными полосами или металлическими прокладками, соответствующими по тону и контрастности цветов. Вместе с этим мраморные полосы, длина которых превышала 5 метров, нужно было делать из нескольких кусков, что, безусловно, не оставило бы впечатления цельности полос.

Чтобы ускорить и удешевить работы, нами было предложено использовать раствор, имитирующий белый мрамор, а терраццевое покрытие сделать не черным, а красным. С изменением проекта согласился и автор проекта (архитектор Д. Джибладзе), который принял активное участие в осуществлении устройства пола по новому предложению.

Для осуществления предложения требовались чисто белая и красная мраморная крошка и мука. Материалы белого цвета использовались для отливки мраморных фигур и полосок, а красного цвета — для устройства терраццевого покрытия (вместо черной).

Для получения быстро твердеющих и пластичных растворов в них добавляли известь (пушенку), гажу или гипс, а для понижения температуры замерзания — хлорную известь и поваренную соль (при работе в зимнее время).

После высыхания растворов материал мало чем отличался от естественного белого мрамора, а по стойкости к истиранию превышал 1,5—2 раза.

Пол был в соответствии с проектом разделен на 43 трапеции, 16 треугольников и один круг. Все эти элементы были расположены по кругу, а их контуры окаймлены алюминиевыми прокладками высотой 3 см и толщиной 2 мм.

В середине их через каждые 0,5 м просверливались отверстия, в которые вставляли 100-мм гвозди, согнутые под углом 120°. После размещения прокладок на готовое бетонное основание выливали раствор (внутри трапеций красный, а снаружи — белый).

Для получения фигур из алюминиевых полос готовили шаблоны (в масштабе 1:1), которые до установки на место крепились на картонных листах. Процесс заливки и подготовки этих форм следующий: рисунок-шаблон каждой фигуры подкладывают под стекло, затем на нем алюминиевой прокладочной полоской обводят контур фигуры, кладут лист картона и стекло. Полученный «пакет» обвязывают веревкой и переворачивают на 180°. После этого «пакет» развязывают и снимают верхнее стекло, шаблон становится доступным, сверху. Для прикрепления алюминиевого контура фигуры к картону по внутреннему периметру на ширину 1 см заливают густой столярный клей, накрывают стеклом и вновь обвязывают его веревкой или резиной.

После высыхания клея «пакет» нужно перевернуть, развязать и уложить в предназначенную ему часть пола. Нижнее и верхнее стекла достают после выравнивания и ориентирования фигуры по проекту. После этого в шаблон заливают красный раствор (терраццо) и заполняют его до проектной отметки.

На второй день снимают картон и шаблон заполняют белым раствором (искусственный мрамор). Вместе с этим, белым раствором заливают и полосы между трапециями.

Одновременно однослойное нанесение раствора предотвращает появление трещим, делает пол красивым и высокопрочным, а вместе с этим облегчает работу и ускоряет ее производство. Для его приготовления используются отходы производства — мраморная мука и крошка и т.д. Отшлифованный пол планетария с целью придания блеска смазывали бесцветной мастикой и натирали войлокам. Из вышеизложенного видно преимущество искусственного мрамора, изготавливаемого но предложенному рецепту по сравнению с естественным.

Красный терраццевый состав имеет (так подобран) физические показатели, одинаковые с белым искусственным мрамором, и при эксплуатации проявляет одинаковые с ним свойства. При совместном использовании этих составов покрытие имеет одинаковое сопротивление на истирание, что является залогом значительного сокращения эксплуатационных расходов.

Экономическая эффективность искусственного мрамора, не вызывает сомнений: им легче и дешевле выполнять фигуры сложного очертания, стоимость его в 6—12 раз ниже по сравнению с естественным (если учесть, что цена естественного мрамора составляет 12—27 руб., а искусственного 1—2 руб.).

Из искусственного мрамора можно отливать фигуры сложного очертания, тогда как естественный мрамор требует специальной обработки, высокую квалификацию исполнителя и значительно, большее время.

Если учесть, что долговечность искусственного мрамора по сравнению с естественным вдвое дольше, то все экономические показатели нужно удвоить.

При эксплуатации естественный мрамор нуждается в систематическом уходе и покрытии разными веществами, особенно при использовании его в открытых местах, так как от увлажнения и действия других климатических факторов рано меняет цвет и часто деформируется. Этот факт так же является немаловажным.

Предлагаемый состав искусственного мрамора при использовании его для облицовки стен и столбов можно удешевить путем увеличения количества наполнителей (мраморная крошка и мука), а при отливке искусственного мрамора других цветов еще введением в рецепт пигментов. Этот вид искусственного мрамора можно использовать в увлажняющихся местах, то есть там, где по архитектурно-эстетическим требованиям необходима облицовка мрамором, а заменить его оселковым — искусственным мрамором невозможно (невлагоустойчив).

Если учесть, что в России для устройства мраморных полов, лестничных ступеней и других элементов, кроме облицовки стен и столбов, ежегодно расходуется более миллиона квадратных метров мрамора, то экономия только от сбережения дорогого и дефицитного материала (мрамора) составит 10—25 миллионов рублей.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: