Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Смазка фрезерных станков


Для уменьшения трения, износа и нагрева трущихся между собой поверхностей деталей применяют смазку. Основным смазочным материалом для смазки деталей фрезерных станков является индустриальное масло И-20А или И-30А. Смазывают поверхность ручным, картерным и циркулярным способами.

Ручной способ применяется для смазки отдельных мест, недоступных для централизованной смазки (подшипников ходового винта продольной подачи стола, маховичка поперечной подачи и рукоятки подъема консоли, вертикальных направляющих консоли, серьги хобота). Масло заливается в шариковую масленку, смонтированную против мест смазки. Заливочное отверстие масленки для защиты от попадания пыли и грязи закрывается шариком, поддерживаемым в верхнем положении пружиной. Вручную также смазывают открытые поверхности станка (направляющие станины, зеркало стола) после окончания работы.

Картерная смазка осуществляется разбрызгиванием масла, заливаемого до определенного уровня в резервуар, вращающимися зубчатыми колесами. Такой способ применяется в коробках скоростей и подач. Уровень масла в картере (резервуаре) контролируется по контрольным глазкам или трубчатому маслоуказателю. Долив масла производят один раз в неделю, а полную его смену и чистку картера — один раз в три месяца.

Циркулярный способ находит широкое применение для смазки наиболее ответственных деталей коробок скоростей и подач фрезерных станков (подшипники шпинделя, многодисковые фрикционные муфты). Масло подается по маслопроводам от плунжерного насоса с эксцентриковым приводом.

Плунжерный насос (рис. 119) крепится к внутренней стенке коробки скоростей или подач. Шток 1 приводится в действие от эксцентрика 2, установленного на одном из валов механизма, и совершает возвратно-поступательное перемещение, всасывая масло из картера через фильтр 3, всасывающий клапан 4, нагнетающий клапан 5. По маслопроводам 6 масло подается к месту смазки.

Работу насоса определяют по циркуляции масла в контрольном глазке при включении механизма на холостом ходу. Отсутствие циркуляции свидетельствует о неисправности масляного насоса. В этом случае надо немедленно прекратить работу и сообщить мастеру.

Детали станка, не требующие непрерывной смазки (направляющие станины, зубчатые колеса стола и др.), смазываются от ручного плунжерного насоса, установленного с правой стороны, поперечных салазок станка. Для смазки два раза в смену необходимо повернуть рукоятку насоса 8...10 раз.

На рис. 120 показана схема расположения точек смазки у горизонтально-фрезерных станков 2-го и 3-го размеров. На станке имеются две изолированные централизованные системы смазки: зубчатых колес, подшипников, коробки скоростей и элементов коробки переключения частот вращения; зубчатых колес, подшипников коробки подач, консоли, салазок, направляющих консоли, салазок и стола.

Масляный резервуар и плунжерный насос смазки коробки скоростей находятся в станине. Масло в резервуар заливается через угольник 12 до середины маслоуказателя 4, а его слив производится через патрубок 11.

Контроль за работой системы смазки коробки скоростей осуществляется посредством маслоуказателя 3. Масляный резервуар и насос смазки узлов, обеспечивающих движение подачи, расположен в консоли. Масло заливается в резервуар через угольник 9 до середины маслоуказателя 10. Сливают масло из консоли через отверстие, закрытое пробкой 8. Контроль за работой системы смазки коробки подач и консоли осуществляется маслоуказателем 6. Работа системы смазки считается удовлетворительной, если масло каплями вытекает из подводящей трубки; наличие струйки или заполнение ниши указателя маслом свидетельствует о хорошей работе масляной системы.

Направляющие стола, салазки консоли, механизмы привода продольного хода периодически смазываются ручным плунжерным насосом при нажатии кнопки 7.

Для особо точных станков применяют гидростатические направляющие. Каждая направляющая состоит из двух планок, образующих У-образный профиль. Скользящий элемент, движущийся в направляющих станины, имеет клапан с жеклером и масляные резервуары.

Под давлением масло через клапаны поступает в масляные резервуарчики, а оттуда — в зазор между направляющей и скользящим элементом, образуя тонкую масляную пленку толщиной 0,03...0,04 мм. В результате обеспечивается плавное и бесконтактное скольжение движущихся поверхностей элементов конструкции с минимальным их износом.

Смазка подшипников и опор винта продольной подачи производится шпринцеванием точки 5.

Смазка подшипников серьги — капельная. Залив масла производится через отверстия с пробкой 1 до середины маслоуказателя 2. Смазка достаточная, если на поверхность скольжения поступает одна капля через 2...3 минуты.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: