Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Факторы физической среды еловых лесов


Сравнительный анализ стандартных показателей климата и режимов почвенной среды позволяет определить и в первом приближении оценить главные факторы, влияющие на флористический состав, структуру и пространственное распределение коренных сообществ еловых лесов в границах локальной территории. Такой анализ рассматривается здесь как фактическая основа для последующих экологических оценок сложных коррелятивных связей между сообществами и факторами среды конкретных местообитаний.
В табл. 3, 4 приведены фактические данные о наиболее важных для ели европейской параметрах климата территории и локальных режимах почвенно-грунтовой среды в сообществах на экспериментальных участках. Критическое состояние некоторых из этих факторов может вызывать частичное или полное разрушение древостоев и обусловливать элиминацию особей и целых видовых популяций из состава фитоценоза еловых лесов. Сюда включены также жизненно важные ресурсы сообществ, которые являются главными объектами внутри- и межвидовой конкуренции между эдифицирующими и доминирующими видами растений еловых лесов (например, лучистая энергия, вода, доступные формы азота). Именно в процессе использования этих ресурсов устанавливаются наиболее тесные функциональные связи и вырабатываются устойчивые формы отношений между особями и видами растений в коренных сообществах еловых лесов. Известно также, что лимитирующие факторы физической среды и ресурсы сообщества, находящиеся в экологическом минимуме, накладывают главные ограничения на флористический состав, численность и функции видовых популяций в таежных экосистемах и таким образом определяют дифференциацию еловых лесов на типы сообществ.
Факторы физической среды еловых лесов

Следуя классическим принципам современной экологии, оценка этих двух групп факторов и должна составлять главную основу каузального анализа сообществ и экосистем еловых лесов. Задача эта частично решается в других разделах книги, где обсуждаются результаты стационарных и экспериментальных исследований на постоянных пробных площадях. В настоящем разделе главное внимание фиксируется на оценке стандартных показателей климата и характеристики объектов наших исследований.
Отметим, что отношение ели европейской к экологически важным факторам климата и почвы было предметом интенсивных исследований, сводку которых можно найти в монографии Г. Шмидта-Фогта. Климатический оптимум этого вида лежит в пределах следующих значений: средняя годовая температура 3—7° С, средняя температура вегетационного периода 13.2—14.8° C, сумма осадков за этот период 430—550 мм при продолжительности его 120—140 дней. Сопоставляя эти показатели с данными табл. 3, можно заключить, что основные параметры климата территории укладываются в диапазон величин, оптимальных для роста ели европейской, и еловые леса здесь развиваются в условиях достаточной обеспеченности фотосинтетически активной радиацией, теплом и атмосферной влагой. Высокий гидротермический коэффициент указывает на положительный баланс влаги в ландшафтах территории, что считается одним из необходимых экологических условий развития сплошных массивов еловых лесов.
Однако лесной массив заповедника размещается в полосе широколиственно-еловых лесов Русской равнины, в границах которой флюктуации основных показателей климата весьма значительны. Из данных табл. 3, например, видно, что отклонения от средних многолетних характеристик осадков, гидротермических условий территории в целом достигают 2—3-кратных значений. Это говорит о том, что сообщества еловых лесов здесь развиваются в довольно неустойчивых режимах физической среды и подвергаются воздействию различных критических погодных ситуаций и лимитирующих факторов среды. Так, в засушливые сезоны вегетации с резким дефицитом осадков значительно возрастает напряженность метеорологических факторов, регулирующих водный режим еловых лесов и баланс влаги в таежных экотопах. На фоне высокой напряженности этих факторов отмечены кратковременные критические ситуации в виде атмосферных засух с экстремально высокой температурой и значительным дефицитом влажности воздуха, что может вызвать водный и тепловой стресс в кронах деревьев ели. В такие годы уровень почвенно-грунтовых вод сильно снижается, а запасы почвенной влаги быстро истощаются и уменьшаются до критически низких величин. Во влажные годы с пасмурной погодой, большим количеством осадков и пониженной температурой воздуха режимы среды резко сдвигаются в направлении усиления ограничивающих влияний избыточной увлажненности многих экотопов, недостаточной аэрации и дефицита элементов минерального питания в корнеобитаемой толще почвы.
Факторы физической среды еловых лесов

При сильной изменчивости экологически значимых почвенных факторов отчетливо выступают различия между сообществами в критических границах лимитирующих режимов среды. Как видим, в экологическом ряду сообществ ельник сфагновочерничный → е. чернично-кисличный → е. липняково-ясменниковый эти границы устойчиво сдвигаются в диапазон более оптимальных режимов подтопления верховодкой, аэрации, азотного питания и кислотности верхних слоев почвы. Продолжительная переувлажненность и недостаточная аэрация почвы ельника сфагново-черничного увеличивают амплитуду изменчивости и число лимитирующих факторов почвенно-грунтовой среды. В сообществах этого типа чаще всего создаются критические ситуации, когда проявляются ограничивающие влияния дефицита кислорода, доступных форм азота, что сочетается с низкими значениями pH почвы. Легко установить также, что более благоприятный режим почвенно-грунтовых условий и устойчивая аэрация почв в ельниках чернично-кисличном и липняково-ясменниковом заметно улучшают другие режимы почвенной среды, в частности азотное питание и pH почвы.
Регулируя флористический состав и структурную организацию сообществ, режимы почвы контролируют поглощение и распределение фотосинтетически активной радиации в этих системах. Закономерности вертикального и горизонтального распределения, поглощения ФАР различными ярусами, видовыми популяциями в сообществах еловых лесов детально изучены и проанализированы в монографии В.А. Алексеева. Результаты исследований ФАР непосредственно на экспериментальных пробных площадях представлены в табл. 5 и на рис. 5. Как видим, древостой поглощают 80—90% ФАР и резко снижают приход лучистой энергии к нижним ярусам (до 12—13% от ФАР открытого места). Пo вертикальному профилю крон освещенность изменяется в широком интервале ФАР и снижается до 16—19% у нижней границы, где происходит отмирание хвои и ветвей ели. Ель европейская формирует древостой с максимальной эффективностью поглощения и утилизации ФАР в условиях синэкологического оптимума роста. Поэтому коэффициенты пропускания ФАР древостоев и приход лучистой энергии к нижним ярусам в различных типах коренных сообществ практически идентичны. При этом пропускная способность древостоев значительно выше компенсационного пункта хвои и светового минимума всходов ели, кустарничков, трав и мхов. Интересно, что нижние ярусы и составляющие их видовые популяции снижают освещенность до критически низких величин и являются главной причиной световых ограничений, ожесточенной конкуренции между особями, видами растений в коренных сообществах еловых лесов. Это хорошо иллюстрирует рис. 5, который показывает, что доминанты нижних ярусов снижают освещенность до критически низких величин.
Факторы физической среды еловых лесов

Примечательно, что видовой состав главных конкурентов и структурных элементов, обусловливающих критические уровни освещенности на поверхности подстилки, может сильно изменяться в зависимости от условий среды, но эффекты сильного истощения ресурсов ФАР видами нижних ярусов прослеживаются во всех типах сообществ. Так, в структурно сложных и многовидовых сообществах ельника липняково-ясменникового ярус подлеска из широколиственных пород и кустарников снижает ФАР до низких величин (2—4%). В микрогруппировках папоротников и неморальных видов трав до поверхности подстилки проникает всего 1—2% ФАР. В сообществах бореальной структуры резкое снижение ФАР наблюдается внутри синузий кустарничков, трав и зеленых мхов. Наконец, в сообществах ельника сфагново-черничного критически низкие уровни освещенности смещаются в верхние слои плотных микрогруппировок политриховых и сфагновых мхов, практически полностью поглощающих видимую радиацию.
Детальные исследования В.А. Алексеева ФАР в еловых лесах таежной зоны показывают, что этот фактор следует оценивать в тесной связи и взаимодействии с другими лимитирующими режимами среды с учетом того факта, что полное поглощение видимой радиации фитоценозами ели всегда приводит к световым ограничениям и конкуренции за этот фактор роста. Экологическая оценка соотношений между этим фактором и другими лимитирующими режимами среды представляет одну из задач настоящей работы.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: