Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Типологическая структура еловых лесов


Еловые леса из Picea abies представлены на территории значительным числом ассоциаций и типов экосистем, инвентаризация и классификация которых имеют самостоятельный научный интерес и практический смысл. Однако в настоящем разделе мы вынуждены ограничиться общими сведениями о типах сообществ лесного массива, необходимыми для последующего изложения и правильной интерпретации результатов стационарных исследований на экспериментальных участках. Дело в том, что состав и пространственное распределение ассоциаций достаточно полно отражают современные природные режимы территории, что позволяет выявить и в первом приближении оценить экологические связи между сообществами, между ними и физиологически действующими режимами среды.
В основу анализа типологического состава лесного массива положены материалы и методы статистически-выборочной инвентаризации ассоциаций. Результаты табличной обработки массовых геоботанических описаний (300) были дополнены и углублены данными таксации древостоев на пробных площадях (32 пробы), крупномасштабного картирования экологических профилей-трансектов и ключевых участков. Таким образом, приведенный ниже классификационный список ассоциаций основывается на обширном и достаточно репрезентативном фитоценологическом материале. При составлении списка учтены современные тенденции в понимании объема низших таксономических единиц и методов их выделения.
Типологическая структура еловых лесов

Как видим из списка, синэкологический состав еловых лесов весьма своеобразен и представлен главным образом ассоциациями типично таежной структуры и экологии. Многие из них широко распространены за пределами полосы широколиственно-еловых лесов в подзонах южной и средней тайги Русской равнины. Действительно, доминирующее положение в структуре еловых лесов занимают ассоциации кисличных и черничных ельников, площадь которых составляет около 50—60% от всей лесной территории. Ассоциации этих подгрупп приурочены к плакорным местообитаниям с комплексами подзолистых почв, оторфованных подзолов с промывным типом водного режима и достаточной аэрацией корнеобитаемой толщи почвы. Структурно и флористически эти ассоциации имеют значительное сходство с кисличными и черничными ельниками подзоны южной тайги, что проявляется в однотипности строения древостоев, видового состава и структуры нижних ярусов. Основу нижних ярусов составляют виды таежных флористических комплексов (Oxalis acetosella, Luzula pilosa, Maianthemum bifolium, Moneses uniflora, Trientalis europaea, Linnaea borealis, Solidago virgaurea и др.). Однако некоторые ассоциации кисличных ельников характеризуются значительным участием в составе неморальных видов (особенно Lamiastrum galiobdolon) и представляют собой своеобразную в экологическом и структурном отношении группу высокопродуктивных сообществ с более благоприятными режимами почвенной среды.
Значительным типологическим разнообразием отличаются сфагново-черничные, сфагновые и травяно-болотные ельники, представленные здесь многими географическими вариантами интразональных типов сообществ заболоченных таежных территорий. С экологической точки зрения существенно, что значительная часть этих ассоциаций является типами сообществ олиготрофного ряда заболачивания с развитым ярусом из Sphagnum girgensohnii, S. magellanicum, S. squarrosum и высоким обилием кустарничков и трав (Vaccinium myrtillus, V. vitis-idaea, Chamaedaphne calyculata, Carex globularis, C. brunescens, Eriophorum vaginatum и др.). C другой стороны, здесь широко распространены сообщества, тесно связанные в своем формировании с различными режимами проточного увлажнения и подтока питательных веществ с повышенных элементов мезорельефа. Эти сообщества приурочены к протонным ложбинам и слабоврезанным долинам многочисленных ручьев, небольших речек и представлены ассоциациями с развитым ярусом из высокого мезофильного разнотравья (Filipendula denudata, Aconitum septentrionale, Cinna latifolia, Cirsium oleracium, Athyrium filix-femina, Dryopteris carthusiana).
Зональные ассоциации неморальных ельников включают ограниченное число типов сообществ, в которых широколиственные породы не входят в первый подъярус древостоя. Эти породы (Tilia cordata, Ulmus scabra, Acer platanoides, изредка Fraxinus excelsior, Quercus robur) формируют редкий древесный подъярус небольшой высоты (16—17 м) или густой ярус подлеска. Характерно, что фитоценозы этой группы смещены с плакорных водораздельных позиций в нижние части сильно расчлененных склонов, где преобладают дерново-подзолистые почвы и сравнительно близко залегает карбонатная морена. Нижние ярусы этих сообществ сильно обогащены неморальными видами трав, кустарничков и имеют сложную синузиальную структуру. В состав ярусов входят многие виды дубравных растений которые являются индикаторами почв с повышенным уровнем азотного питания (Pulmonaria obscura, Asperula odorata, Carex digitata, Asarum europaeum, Festuca altissima, Ajuga reptans, Hepatica nobilis, Milium effusum и др.).
Крайнее положение в экологических рядах уменьшения видового богатства и количественного обилия неморальных видов занимают сообщества ельника кислично-папоротникового. Они приурочены к пологим, но сравнительно хорошо дренированным склонам моренных возвышенностей с явно выраженными признаками большой оподзоленности и ухудшения режима минерального питания почвы.
Таким образом, анализ и простое сопоставление классификационного списка с синэкологическим составом еловых лесов других районов центральной части Русской равнины отчетливо показывают, что локальные режимы природной среды сдвигают типологический спектр лесного массива в сторону значительной бореализации и доминирования сообществ типично таежной структуры и синэкологии. Оказывается, типологическая структура лесов заповедника имеет больше общих черт флористического состава, структурной организации и синэкологических связей со средой с еловыми лесами более северных таежных территорий, чем с зональными широколиственно-еловыми лесами центральной части Русской равнины. Это показывает значительную идентичность экологических факторов, влияющих на флористический состав и структурную организацию сообществ в границах обширных таежных территорий с равнинным рельефом местности и покровными валунными суглинками.
Здесь не представляется возможным дать развернутую характеристику флористического состава, структуры и экологических условий формирования всех ассоциаций и типов еловых лесов территории. Поэтому ограничимся описанием тех сообществ, которые служили главными объектами синэкологических исследований и могут рассматриваться как наиболее типичные для определенных классификационных групп еловых лесов территории.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: