Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Возрастная структура древостоев девственных лесов


Для возрастной структуры девственных темнохвойных лесов Дальнего Востока характерна разновозрастность, о чем свидетельствуют материалы, полученные в различных частях ареала ели аянской.
Разновозрастные древостой отличаются от одновозрастных степенью изменчивости возраста. Например, И.Т. Дуплищев относил к разновозрастным древостоем ели, в которых коэффициент вариации по возрасту превышает ±25 "., а распределение деревьев по естественным ступеням возраста выражается ассиметричным рядом с двумя выраженными максимумами. А.С. Агеенко с соавторами, а также Ю.Г. Карташов считали разновозрастными древостой, в которых коэффициент изменчивости по возрасту имеет значение более ±30%. Такие древостой, по данным этих авторов, встречаются в елово-пихтовых лесах (с преобладанием ели), тогда как в пихтово-еловых формируются условно-одновозрастные древостои.
В разновозрастных древостоях ряды распределения деревьев ели по возрасту характеризуются значительной длиной и неодинаковой представленностью особей в различных возрастных группах. Последнее зависит от типа леса и от возрастной стадии древостоя.
Особенности возрастной структуры девственного леса рассмотрим на примере участка зеленомошно-папоротникового пихтово-елового леса (бассейн оз. Кизи), в котором на площади 50х50 м были срублены все деревья толще 6 см. Ель аянская представлена особями в возрасте до 308, пихта белокорая — до 200, береза — до 178 лет. В ряду распределения ели по возрасту не наблюдалось перерывов до 210 лет, но далее в связи с началом естественного распада древостоя такие перерывы имелись. У пихты по этой же причине перерывы начинались со 150 лет.
Деревья ели и пихты отличались разновысотностью и разной толщиной. В пределах ступени толщины амплитуда возраста достигала 150 лет, высота и диаметр деревьев в одном классе возраста имели значительные колебания.
При группировке деревьев ели и пихты по 20-летним классам возраста (табл. 9) можно видеть, что их количество в разных классах представлено неравномерно. Главная масса стволов ели заключена в возрастных пределах от 120 до 200, пихты — от 80 до 140 лет, причем основное число особей пихты возникло, росло и развивалось под пологом преобладающего в настоящее время поколения ели. Таким образом, наряду с широкой амплитудой возраста у темнохвойных пород, образующих древостой, можно выделить преобладающую возрастную группу, в которой колебания возраста составляют 60—80 лег; кроме нее, имеются представители более старых, отмирающих поколений и более молодых.
Материалы по возрастной структуре древостоя и подроста свидетельствуют о том, что в условиях сильной разновозрастности и разновысотности особей разделение сообществ на древостой и подрост, производимое по их размерам, условно. Отдельные экземпляры ели и пихты, относимые к подросту, имели такой же или близкий возраст, что и у деревьев, входящих в основной полог древостоя, т. е. при одинаковом календарном возрасте эти особи отличались возрастным состоянием.
В пихтово-еловых лесах в подросте в зависимости от его размеров может преобладать ель аянская или пихта белокорая, что определяется эколого-фитоценотической обстановкой на различных стадиях возрастной динамики древостоя. На стадии спелости, а также на стадии перестойности древостоя в мелком подросте обычно преобладает ель, а в более крупном — пихта. На других стадиях соотношение древесных пород может быть иным, что зависит от эколого-фитоценотических условий для появления и роста растений, экологии и биологии древесных пород, а также от возможностей обсеменения площади. В рассматриваемом примере в условиях сомкнутого полога материнского древостоя количество больных и сухих стволиков пихты с увеличением их высоты нарастает менее интенсивно, чем у ели. Это свидетельствует о том, что пихта менее остро реагирует на недостаток света и другие неблагоприятные эколого-фитоценотические факторы.
Подрост отличается разновозрастностью и разновысотностью и в целом медленным ростом. Ho разница в темпах роста особей, размещенных под сомкнутым пологом, и экземпляров, находящихся в „окнах” и разреженных местах древостоя, очевидна. Особенности возрастной структуры древостоя уже заложены в разновозрастности подроста, рост и развитие которого контролируется сомкнутостью материнского полога, т. е. возрастная структура древостоя и подроста взаимообусловлены: сложная эколого-фитоценотическая обстановка под пологом пихтово-елового леса позволяет выживать только небольшой части потомства, появляющегося в массе после семенных лет, в результате чего формируется разновозрастный попрост, постепенно сменяющий материнский древостой и сохраняющий его разновозрастность.
Возрастная структура древостоев девственных лесов
Возрастная структура древостоев девственных лесов

Основные черты возрастной структуры темнохвойных лесов, рассмотренные в нашем примере, подтверждаются материалами, полученными другими авторами в пихтово-еловых и широколиственно-еловых лесах Сихотэ-Алиня (табл. 9). В то же время они отражают и некоторые региональные особенности возрастной структуры темнохвойных лесов. Так, для пихтово-еловых и широколиственно-еловых лесов Приморья ряд распределения деревьев ели по возрасту короче, что, безусловно, связано со снижением ее долговечности в южной части ареала. Кроме того, в ряде случаев возникновение основного количества деревьев ели занимало длительный отрезок времени — до 120 лет. В целом приведенные данные свидетельствуют о значительной неравномерности пополнения древостоев молодыми особями, но подтверждают непрерывность этого процесса.
Материалы, полученные на Сахалине Ю. Танакой на 2 участках со сплошным учетом ели аянской и пихты сахалинской по возрасту (табл. 10), свидетельствуют о том, что основные особенности возрастной структуры девственных темнохвойных лесов проявляются независимо от видовых различий отдельных лесообразователей. К таким особенностям относятся: хорошо выраженная разновозрастность древостоя и подроста, отсутствие тесной связи между возрастом и размерами особи, медленный рост ели и пихты в начале жизни, высокий возраст тонкомерной части древостоя, преобладание ели в молодом подросте, а пихты в более старом и некоторые другие. В то же время участки древостоев, характеризуемые Танакой, отличаются длиной возрастного ряда, разной степенью выраженности преобладающей возрастной группы деревьев, неодинаковой ролью пихты сахалинской в древостое.
Возрастная структура древостоев девственных лесов

Эти черты возрастной структуры древостоев разных субформаций темнохвойных лесов Сахалина были подтверждены последующими исследованиями В.Н. Романова, А.С. Агеенко с соавторами, Ю.Г. Карташова и другими исследователями, причем Агеенко с соавторами приводят большой материал по возрастному строению темнохвойных лесов с преобладанием как ели аянской, так и пихты сахалинской. Обращает на себя внимание укороченность возрастных рядов ели и пихты в темнохвойных лесах с преобладанием пихты, что несомненно объясняется снижением долговечности этих пород с приближением к южной границе их ареала. Древостой во всех случаях отличались разновозрастностью. Некоторые примеры возрастного строения древостоев, заимствованные из работы Агеенко с соавторами, приведены в табл. 11. Они свидетельствуют о значительных отличиях в строении древостоев по возрасту в зависимости от типов леса и стадии их возрастной динамики (разная длина возрастных рядов, неодинаковые возрастные пределы группы деревьев, преобладающей в древостое, и т. д.).
По материалам А.С. Агеенко с соавторами, основное количество деревьев ели (70% и более от их общего числа) возникло в возрастном интервале, продолжительность которого колеблется от 60 до 140 лет (в большем числе случаев от 80 до 120 лет). Это свидетельствует о непрерывности процессов естественного возобновления ели и о постепенности смены ее старых поколений.
В лесах с преобладанием пихты основное количество деревьев ели и пихты возникло в течение 40-80 лет, что также подтверждает непрерывность естественного возобновления темнохвойных пород. Ho это также говорит и о том, что смена поколений темнохвойных пород в этих лесах происходит более часто и интенсивнее.
Структура девственных еловых (без примеси пихт) лесов, сведения о которой получены нами на основе данных обмера учетных деревьев, отобранных на пробных площадях в северной части Сахалина, на западном побережье Охотского моря, в Селемджинско-Бурейнском междуречье, в бассейнах рек Селемджа и Мая (Алданская) и других районах, также характеризуется отчетливой разновозрастностью. Наиболее ярко выражена разновозрастность в подгольцовых еловых лесах, возрастная структура древостоев которых может быть охарактеризована как абсолютно разновозрастная. Ели здесь присущ длительный период замедленного роста с начала жизни и высокий возраст особей, образующих основной полог древостоя. Распределение ее стволов по толщине, представленное графически, обычно имеет вид ниспадающей ломаной линии с максимумом в тонкомерной части.
Возрастная структура древостоя и подроста в девственных аянских темнохвойных лесах позволяет считать, что естественное возобновление основных лесообразователей осуществляется практически непрерывно, но темпы этого процесса, как это было показано ранее, неодинаковы на разных стадиях возрастной динамики древостоя. С одной стороны, это обусловлено эколого-фитоценотической обстановкой под пологом древостоя, регулирующей появление и выживание подроста, с другой — интенсивностью обсеменения площади основными лесообразователями, меняющейся на разных возрастных стадиях древостоя.
В смешанных древостоях состав подроста зависит также от экологобиологических особенностей древесных пород (регулярность семеношения, степень теневыносливости и изменение этого показателя с возрастом и т. д.). В частности, участие в темнохвойных лесах относительно светолюбивых лиственных пород, а иногда и лиственницы, обеспечивается за счет особей, появляющихся в моменты распада основного полога древостоя, когда значительно улучшается световая обстановка. Это может быть следствием обсеменения площади в период разрушения древесного полога. В подгольцовых лесах оно может происходить также за счет „торчков” лиственных пород (нередко березы каменной), которые почти всегда имеются под пологом темнохвойных древостоев и способны оправиться при улучшении эколого-фитоценотических условий. В очень сомкнутых пихтово-еловых лесах в подросте и тонкомере значительную роль играет пихта.
Возрастная структура древостоев девственных лесов
Возрастная структура древостоев девственных лесов

В еловых лесах без примеси пихт естественное возобновление ели происходит также непрерывно, но, судя по особенностям возрастной структуры разновозрастного ельника с Камчатки, оно тоже осуществляется неравномерно — свыше 68% от общего числа деревьев появилось в отрезок времени, равный 60 годам. Возрастная структура еловых (без примеси пихты) древостоев свидетельствует о том, что у ели в северных районах не происходит ослабления семенной продуктивности до такой степени, чтобы это влияло на лесообразовательный процесс. Так что мнение о крайне редких семенных годах у ели в северной части ареала материалы изучения возрастной структуры древостоев не подтверждают.
На основе рассмотренных примеров можно сделать заключение, что для девственных аянских темнохвойных лесов, растущих в различных районах и неодинаковых условиях местопроизрастания, различны: длина ряда распределения деревьев по возрасту, предельные параметры размеров деревьев, полноты, запаса и других показателей. Ho общей их характерной чертой выступает разновозрастность древостоев. Это главная особенность девственных темнохвойных лесов всех субформаций. Она, хотя и претерпевает изменения в процессе возрастной динамики древостоев, сохраняется в своих ведущих показателях. Именно это обеспечивает устойчивость девственных темнохвойных лесов в постоянно изменяющихся условиях внешней среды и позволяет им в течение длительного времени удерживать занятую территорию.
Конкретные параметры древостоев (состав, длина ряда распределения стволов по толщине, по возрасту, ступени толщины с наибольшим количеством деревьев, сомкнутость, полнота, запас древесины, биомасса древесного яруса и другие показатели) значительно отличаются в зависимости от волновых процессов смены поколений, которые имеют специфику в различных лесорастительных условиях. Выделяемые рядом авторов типы возрастной структуры древостоев по степени симметричности распределения числа деревьев по возрасту, на мой взгляд, отражают частные особенности динамики возрастных поколений, определяемые возрастной динамикой всего древостоя.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: