Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Перемещение монолитов, погрузочные, транспортные и вспомогательные работы

31.10.2018

На карьерах природного облицовочного камня грузами, подлежащими перемещению и транспортированию, являются монолиты, стандартные и некондиционные блоки, бутовый камень, штыб, окол и породы вскрыши.

Перемещение монолитов от массива для последующего их раскалывания на блоки осуществляется в основном при разработке прочных пород. Правилами техники безопасности предусматривается раскалывание монолита на блоки в удалении от фронта добычного уступа не менее, чем на 10 м Перемещение монолитов от забоя осуществляют тракторами-бульдозерами с использованием тяговых канатов или с помощью лебедок (стационарных типа Т-145Г, шахтных посадочных типа ЛПК-10, корабельных и др.) стяговым усилием свыше 5 т.

Погрузочные и транспортные работы на карьерах природного облицовочного камня, в отличие от других горных предприятий, характеризуются наличием неделимых грузов большой массы в виде крупных блоков, подлежащих выдаче из карьера к месту их обработки или перегрузке на транспортные средства для отправки потребителям.

Погрузка блоков на карьерах осуществляется автомобильными, гусеничными, пневмоколесными, кабельными кранами и деррик-кранами.

Деррик-кран (мачтово-стреловой кран) состоит из стрелы, вертикальной мачты, которая крепится двумя жестко закрепленными наклонными стойками, натяжных тросов и полиспастов. Основание вертикальной мачты монтируется на опорной поворотной платформе, на которой крепится основанием стрела и установлены приводная лебедка и кабина машиниста. Радиус поворота стрелы составляет 270°.

Техническая характеристика стреловых кранов приведена в табл. 7.29.

Сменная эксплуатационная производительность стреловых кранов и деррик-кранов определяется (т/смену) по выражению:

где G — грузоподъемность крана, т; Tсм — продолжительность смены, ч; Кисп = 0,6 — коэффициент использования крана во времени в течение смены; Kг — коэффициент использования грузоподъемности крана, Kг = q6/G, qб — масса блока, т; tц — продолжительность цикла работы крана, мин; tu = t1 + t2 + t3 + t4 + t5 + t6, мин; t1 = 2—2,5 мин — продолжительность загрузки крана; t2 — продолжительность подъема груза, мин; t3 — продолжительность рабочего поворота крана, мин; t4 — продолжительность опускания груза, мин; t5 = 1,2—1,5 мин — продолжительность разгрузки крана, мин; t6 — продолжительность холостого поворота крана, мин.

В практике разработки месторождений природного облицовочного камня для транспортирования по карьеру и погрузки блоков в средства транспорта иногда используют кабельные краны, состоящие из двух опорных башен, между которыми натянут несущий канат, а подъем и опускание для погрузки блоков осуществляется грузовым канатом с грузовой тележкой. Техническая характеристика одного из типов кабельного крана следующая: пролет 500 м, грузоподъемность 25 т, высота подъема 350 м, скорость передвижения грузовой тележки 250—300 м/мин, скорость подъема и опускания грузовой тележки 60 м/мин (с грузом) скорость подъема и опускания порожней грузовой тележки 90 м/мин, высота башен 50 м, потребляемая мощность 4100 кВт, масса 350 т.

Сменная эксплуатационная производительность кабельного крана определяется (т/смену) по выражению:

где G — грузоподъемность крана, т; Тсм — продолжительность смены, ч; Кисп — коэффициент использования крана во времени в течение смены; Кг — коэффициент использования грузоподъемности крана; tц — продолжительность рабочего цикла крана, мин:

где t1, t2, t3, t4, t5, t6, t7, t8, t9 — продолжительность соответственно загрузки крана, подъема груза, рабочего передвижения грузовой тележки, опускания груза, разгрузки крана, холостого подъема грузовой тележки, холостого передвижения грузовой тележки, холостого опускания грузовой тележки, возможных перерывов в работе, мин.

Связь между продолжительностью рабочего цикла кабельного крана и параметрами карьера можно определить (в мин) по выражению:

где Нр — глубина разработки карьера, м; Lк — длина пролета кабельного крана, м.

При добыче блоков природного облицовочного камня бутовый камень, окол и штыб составляют от 30 до 90 % объема извлекаемого полезного ископаемого. Крупные куски окола грузятся кранами в средства транспорта. Мелкие куски окола, штыба и бутового камня штабелируются бульдозерами в навалы, а затем одноковшовыми экскаваторами или погрузчиками грузятся в автосамосвалы.

Техническая характеристика гусеничных стреловых кранов для расчета их производительности приведена в табл. 7.30.

Сменная эксплуатационная производительность бульдозера при штабелировании породы в навал определяется (м3/смену) из выражения:

где Vот — объем породы, заполнившей отвал бульдозера, м3, Vот = hот2*lот*Кот/tgф, м3 (hот и lот — соответственно высота и длина отвала бульдозера, м; Кот = 0,3-0,5 — коэффициент, учитывающий длину отвала, на которую бульдозер внедряется в породу при боковом наборе; ф = 30-40° — угол естественного откоса скальных пород); Tсм — продолжительность смены, ч; Kп — коэффициент, учитывающий просыпание породы в процессе перемещения (Kп = 0,88-0,82 при перемещении окола на расстояние 20—30 м); Kу — коэффициент, учитывающий изменение производительности бульдозера от влияния уклона и дальности перемещения породы (Kу = 0,52-0,37 при подъеме до 10 % и перемещении породы на расстояние 20—30 м); Кв = 0,65-0,75 — коэффициент использования бульдозера во времени в течение смены; Kп.з = 0,091 — коэффициент, учитывающий затраты времени на подготовительно-заключительные операции; Kр=1,5 — коэффициент разрыхления породы; tц — продолжительность рабочего цикла бульдозера при штабелировании, которая равна, мин:

где Lнаб = 8-10 м — длина участка набора породы; Lпср — расстояние перемещения породы, м; Vнаб, Vгр, Vоб — соответственно скорости движения бульдозера при наборе породы, при перемещении с грузом и в обратном направлении, км/ч (табл. 7.31); tп.п = 0,07-0,08 мин — время переключения передач.

На карьерах природного облицовочного камня транспортирование блоков, крупного и мелкого окола, отходов камнедобычи из карьера осуществляется обычно автомобильным транспортом — автосамосвалами грузоподъемностью до 12 т и бортовыми машинами. Крупные блоки целесообразно транспортировать на прицепах типа ЧМЗАП-5523А грузоподъемностью 21 т в комплексе с тягачами КрАЗ-255В Челябинского машиностроительного завода автотракторных прицепов.

Для обеспечения ведения горных работ сжатым воздухом на карьерах облицовочного камня используются передвижные компрессорные станции, техническая характеристика которых приведена в табл. 7.32.

На погрузке и транспортировании вскрышных пород на карьерах обычно применяются одноковшовые экскаваторы с вместимостью ковша до 1,25 м3 и автосамосвалы КрАЗ-256Б.
Имя:*
E-Mail:
Комментарий: