Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Технологические схемы горных работ при валовой выемке

31.10.2018

Технологическая схема (в горном деле) — чертеж, на котором условными графическими обозначениями показаны один или несколько фрагментов производственных процессов или технологии ведения горных работ.

Необходимость переработки строительных горных пород для получения щебня требуемых размеров и качества оказывает основное влияние на выбор технологических схем работы карьеров.

На формирование структур комплексной механизации существенно влияют рельеф поверхности, запасы месторождения, строение залежи, производственная мощность карьера и требования к качеству продукции. При значительных грузопотоках и длине транспортирования при разработке гранитов может применяться структура комплексной механизации с использованием шарошечных станков, одноковшовых экскаваторов и железнодорожного транспорта (рис. 3.35, а).

Наибольшее распространение на карьерах строительных горных пород получил экскаваторно-автомобильный комплекс оборудования (см. рис. 3.35, б). Он эффективно применяется на месторождениях изверженных и осадочных пород. Технологическая схема с использованием данного комплекса приведена на рис. 3.36.

В качестве основного средства подготовки строительных горных пород к выемке применяется буровзрывное рыхление. При качественном дроблении пород взрывом вместо экскаватора могут быть использованы гусеничные погрузчики для погрузки полезного ископаемого в автосамосвалы. Применение погрузчиков особенно эффективно при небольших высотах уступов или в пониженных зонах развала горной породы.

При незначительной длине фронта работ по полезному ископаемому (до 0,8 км) целесообразно использовать колесные погрузчики в выемочно-транспортном режиме работы (см. рис. 3.35, в). В этом случае погрузчик выполняет функции как выемочно-погрузочной, так и транспортной машины. При специальном устройстве приемных бункеров дробильно-сортировочных фабрик для этой цели можно применять и скреперы при подготовке строительных горных пород к выемке механическим рыхлением.

Весьма перспективны при валовой разработке карбонатных месторождений технологические схемы с использованием конвейерного транспорта (см. рис. 3.35, г, д). Для обеспечения возможности применения конвейерного транспорта полезное ископаемое после взрывных работ додрабливается на полустационарных (на борту карьера) или самоходных (в забое) дробильных установках. При первичном дроблении на борту карьера для транспортирования горной породы используется автомобильно-конвейерный транспорт: автосамосвалами порода доставляется от забоя до узла первичного дробления, а конвейером — от узла первичного дробления до дробильно-сортировочной фабрики (см. рис. 3.35, д). Схема разработки карбонатного месторождения с расположением узла первичного дробления на борту карьера приведена на рис 3.37. Достоинством такой схемы является уменьшение объема карбонатной породы (известняка), транспортируемой из карьера до фабрики, за счет отходов, оставляемых во внутренних отвалах или в отвалах на борту карьера. Эти отходы состоят из загрязненных и переизмельченных карбонатных пород, объем которых достигает 20— 30 % от общего объема породы, дробимой на узле первичного дробления.

Для выемки и перемещения строительных горных пород к вынесенному в карьер узлу первичного дробления можно использовать колесные погрузчики (см. рис. 3.35, е), работа которых весьма эффективна при небольших расстояниях от забоев до узла первичного дробления.

Применение конвейерного транспорта для перемещения строительных горных пород из карьера до дробильно-сортировочной фабрики обеспечивает непрерывность технологического процесса. Поэтому наиболее целесообразным является применение в забое самоходной дробилки (см. рис. 3.35, е), при этом отпадает необходимость в автомобильном транспорте. Погрузку пород в самоходную дробилку можно осуществлять экскаватором или погрузчиком. Технологическая схема разработки месторождения при использовании самоходных дробилок и конвейерного транспорта показана на рис. 3.38.

При разработке трещиноватых карбонатных пород с коэффициентом крепости по проф. М.М. Протодьяконову f < 6-7 имеется возможность регулирования кусковатости при подготовке строительных горных пород к выемке навесными тракторными рыхлителями на базе сверхмощных тракторов с мощностью двигателя свыше 220 кВт. В этих условиях возможна непосредственная погрузка строительных горных пород экскаватором или гусеничным погрузчиком на конвейер (см. рис. 3.35, ж). Механическое рыхление может проводиться горизонтальными или наклонными слоями. Для эффективной работы экскаватора и погрузчика перед погрузкой осуществляется штабелирование разрыхленной горной породы бульдозером. Схема разработки карбонатного месторождения наклонными выемочными слоями с использованием рыхлителей и конвейерного транспорта приведена на рис. 3.39.

При выборе бурового, выемочно-погрузочного, транспортного и дробильно-сортировочного оборудования необходимо обеспечивать полное его соответствие как по производительности, так и параметрам. При комплектовании оборудования необходимо соблюдать во всем технологическом процессе специфические требования к качеству щебня, его прочности и морозостойкости.

Как при валовой, так и при раздельной выемке в отдельных случаях могут быть использованы рыхлители в сочетании с бульдозерами, скреперами, погрузчиками и экскаваторами. На карьерах небольшой производительности буровые станки могут быть заменены буровыми агрегатами (буровыми тележками, каретками, треногами), снабженными перфораторами. При этом технологические схемы принципиально не отличаются от тех, которые рассмотрены при раздельной (селективной) выемке.
Имя:*
E-Mail:
Комментарий: