Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Автомобильный транспорт на карьерах строительных горных пород

31.10.2018

Автомобильный транспорт применяется главным образом на карьерах с небольшим годовым грузооборотом (до 15—20 млн т) при расстоянии транспортирования до 4—5 км.

Преимущественному применению автомобильного транспорта способствуют следующие его достоинства:

• автономность энергоисточника, большая маневренность и взаимная независимость работы автосамосвалов;

• невысокая требовательность к плану и профилю автомобильных трасс (допускаемые радиусы составляют 15—25 м, подъемы и уклоны — до 80—120 %) позволяют уменьшить объемы капитальных траншей и сократить сроки и стоимость строительства карьеров;

• возможность лучшего использования экскаваторов за счет практически непрерывной подачи автосамосвалов под погрузку;

• возможность существенного увеличения темпов понижения горных работ и скорости подвигания забоев;

• более эффективное производство раздельной выемки при разработке сложноструктурных залежей и транспортировки многосортных полезных ископаемых;

• целесообразность применения для разработки небольших месторождений с малыми запасами и сроком существования карьеров, при малых размерах карьерных полей в плане и неблагоприятной их конфигурации, при сложной топографии поверхности и др.

Основные недостатки автомобильного транспорта: небольшие пределы рациональной дальности перевозок; высокая интенсивность движения, большой парк автосамосвалов и штат водителей при больших грузооборотах; снижение эффективности работы автотранспорта из-за недостаточной надежности и коротких сроков эксплуатации парка автомашин при отсутствии необходимой ремонтной базы; удорожание автотранспорта из-за необходимости систематического поддержания и ремонта дорог; зависимость от климатических условий (частые простои транспорта при дождях и снегопадах).

Производительность и эффективность работы автотранспорта во многом определяется качеством карьерных дорог, которые подразделяются на временные и постоянные. К временным относят дороги в забоях и на отвалах, периодически перемещаемые вслед за подвиганием фронта работ. К постоянным относят дороги на поверхности и в капитальных траншеях.

Каждая автомобильная дорога имеет определенную пропускную и провозную способности. Пропускная способность — это максимальное число автомашин, проходящих по данному участку трассы в единицу времени, которая равна шт/ч:

где N — часовая пропускная способность автодороги, машин; V — расчетная скорость движения автосамосвала, км/ч; nп — число полос движения; Kн = 0,5-0,8 — коэффициент неравномерности движения; S— интервал безопасности между автосамосвалами, м.

Безопасное расстояние между автосамосвалами складывается из длины тормозного пути и длины автосамосвала и должно быть не менее 50 м. На горизонтальных прямоугольных участках это расстояние (в м) определяется по выражению

Провозная способность дороги (количество груза, перевозимое по дороге в единицу времени, т/ч):

где qф — фактическая масса груза в кузове автосамосвала, т; f = 1,75-2 — коэффициент резерва.

Пропускная и провозная способности дороги могут быть повышены за счет увеличения числа полос, скорости движения и грузоподъемности автосамосвалов.

Проезжая часть дороги характеризуется шириной, типом и конструкцией дорожной одежды, очертанием поперечного профиля

Ширина проезжей части дороги Шп.ч. (рис. 3.27) зависит от ширины машин по скатам С (примерно равна ширине кузова а), ширины предохранительной полосы у между наружным колесом машины и кромкой проезжей части и безопасного зазора х между встречными автосамосвалами:

где у = 0,5х =0,5 + 0,005V, м; V — скорость движения машин, км/ч.

Расчет необходимого числа автосамосвалов приводится в нижеприведенной последовательности и включает определение следующих параметров.

1. Коэффициент использования грузоподъемности автосамосвала

где Eа — геометрическая вместимость кузова автосамосвала (с «шапкой»), м3 (табл. 3.29, техническая характеристика автосамосвалов); у — плотность породы (полезного ископаемого) в целике, т/м3, qа — грузоподъемность автосамосвала, т: Kp — коэффициент разрыхления породы (полезного ископаемого).

2. Время погрузки автосамосвала экскаватором, мин

где Eчас — часовая производительность экскаватора, м3/ч, которую следует брать из «Единых норм выработки на открытые горные работы для предприятий горнодобывающей промышленности. Экскавация и транспорт».

3. Время движения автосамосвала (мин) соответственно в груженом и порожняковом (без груза) направлениях

где lj — длина участков пути с одинаковыми условиями движения в зависимости oт качества покрытия и уклона дороги, км. Vjтр, Vjпор— скорости движения автосамосвалов соответственно с грузом и без груза, км/ч.

Средние скорости движения автосамосвалов приведены в табл. 3.30.


Для конкретного примера (рис. 3.28) время движения автосамосвала (работающего на добыче) по забойным и соединительным дорогам, по дорогам в капитальной траншее и на поверхности до фабрики в груженом и порожнем направлениях равно (в мин):

где Lдф — длина фронта работ в карьере по полезному ископаемому, м, Шд — длина соединительной дороги на добычном уступе (численно равна ширине «дна» карьера), м, Kу — коэффициент удлинения трассы капитальной траншеи; hв, hд — высота вскрышного и добычного уступа соответственно, м, Ip — величина подъема капитальной траншеи, %; Vг, Vп — соответственно скорости движения автосамосвалов в груженом и порожнем направлениях по забойным (з), соединительным (с) и наклонным (н — в капитальной траншее) дорогам на поверхности (пов — до места разгрузки — бункер дробильно-сортировочной фабрики), км/ч; Lф — расстояние от устья капитальной траншеи до фабрики, м.

Для автосамосвала, работающего на вскрыше (рис. 3.28), время движения по забойным, соединительным, наклонным (в капитальной траншее) дорогам, по дорогам на поверхности (если внешние отвалы) и по отвалу в груженом и порожнем направлениях составит (в мин):

где (Ша+W) — длина соединительной дороги на вскрышном уступе, м, Lо — расстояние от устья капитальной траншеи до въезда на отвал, м, Ho — высота отвала, м; to — подъем дороги при въезде на отвал, %; lотв — длина фронта работ на отвале, м.

4. Время одного рейса автосамосвала, мин

где tp — время разгрузки автосамосвала, мин (для всех марок автосамосвалов tp = 1); tм — время маневров и прочих задержек в пути, мин (в зависимости от принимаемой схемы заезда под погрузку и разгрузку tм = 2-4 мин).

5. Сменная производительность одного автосамосвала, т/смену

где 0,9 — коэффициент использования смены, учитывающий различные непредвиденные простои автосамосвала в течение смены; Тсм — продолжительность рабочей смены, ч; ф — коэффициент, учитывающий неравномерность перевозок (в зависимости от организации перевозок ф = 0,8-0,95).

6. Расчетный сменный парк автосамосвалов, единиц

где Wг — годовой объем перевозок, м3 ( в массиве); nсм — число рабочих смен в сутки, nрд — число рабочих дней в году предприятия

7. Суточный рабочий парк автосамосвалов, единиц:

• при двухсменном режиме работы карьера

• при трехсменном режиме работы карьера

Выражение (3.99) обусловлено тем, что обычно принимается двухсменный режим работы отдельной машины.

8 Суточный пробег автосамосвала, км

где 1,05 и 0,5 — соответственно коэффициенты нулевых пробегов и использования пробега: L = Еlj — расстояние транспортирования груза, км.

9. В зависимости от суточного пробега автосамосвала по табл. 3.31 определяется коэффициент технической готовности парка Kт.г..

10. Годовой пробег автосамосвала, км

где nр.д — число рабочих дней в году.

11. Инвентарный парк автосамосвалов, единиц

Расчет технико-экономических показателей работы автотранспорта приводится в нижеприведенной последовательности (в ценах 1990 г.).

Годовой режим работы карьера может быть прерывным и непрерывным. Число рабочих дней в году:

• при непрерывном режиме работы — 357;

• при прерывном режиме работы;

- для шестидневной недели — 305;

- для пятидневной недели — 254.

Число смен в сутки принимается для рабочих (шоферов) равным 3. Автосамосвалы эксплуатируются в две смены.

Расчет эксплуатационных затрат на автотранспорт проводится по следующим элементам затратна производство:

• заработная плата;

• отчисления на социальное страхование;

• амортизация;

• вспомогательные материалы;

• прочие денежные расходы.

I. Затраты на заработную плату.

Явочный состав шоферов в сутки

Списочный состав шоферов в сутки

где Kсп — коэффициент списочного состава рабочих (шоферов), принимаемый по табл 3.32.

Зарплата шоферов с отчислениями на социальное страхование, руб./год

где Тс — тарифная часовая ставка шофера (табл. 3.33); Kдз — норматив отчислений на дополнительную зарплату, включая отпуск, Kдз = 1,1; Кд = 1,2 — норматив отчислений на доплаты к зарплате, включая премии; nспис — списочный состав водителей; Тсм — число часов работы в смену; Nр.дн — число рабочих дней водителя в году (при режиме работы рабочего с одним выходным принимать 305, с двумя выходными — 254); а — норматив отчислений на социальное страхование, а = 1,12.

Зарплата рабочих вспомогательных служб принимается в пределах 5—10 % зарплаты основных рабочих. Затраты по заработной плате определяются суммированием зарплаты основных и вспомогательных рабочих.

II. Амортизация

Сумма амортизационных отчислений технологического транспорта, руб/год

где аа — общая норма амортизации, %/год (табл. 3.34); Ca — балансовая стоимость автосамосвала, руб. (см. табл. 3.34); Lгод — суммарный фактический пробег автосамосвала за год, км.

III. Вспомогательные материалы

1. Затраты на техническое обслуживание (ТО) и текущий ремонт автомобиля, руб/год

где Cто — норма затрат на техобслуживание и текущий ремонт автомобиля (табл. 3.35).

2. Затраты на замену, восстановление и ремонт шин, руб./год

где Cш — норматив затрат на авторезину на 1000 км пробега (табл. 3.36) на замену, восстановление и ремонт шин.

3. Затраты на горючее, руб./год

где Cгор — расход топлива на 100 км пробега автомобиля, кг (см. табл. 3.36): Цгор — цена 1 кг дизтоплива, Цгор = 0,066 руб./кг.

4. Затраты на смазочные материалы, руб./год

где 0,084 — норма расхода смазочных материалов (масла) по массе от расхода горючего (8,4 %): Цм = 0,3 руб./кг — цена смазочных материалов.

IV. Годовые затраты на содержание автогаража.

Текущие расходы на 1 автомобиле-час (руб.) принимаются поданным табл. 3.37.

Годовые затраты на содержание автогаража Эаг определяются с учетом числа часов работы автосамосвалов в год.

V. Эксплуатационные затраты на текущее содержание и ремонт автодорог Эдор принимаются равными 8,4 % от стоимости дорог (табл. 3.38).

Капитальные затраты на автотранспорт, руб.:

а) на автосамосвалы

где 1,037 — коэффициент, учитывающий первоначальный запас стоимости запчастей (3.7 %); Ca — стоимость автосамосвала. руб. (см. табл. 3.34), Nнив — инвентарный парк автосамосвалов:

б) на строительство гapaжa на 1 инвентарный самосвал принимаются по табл. 3.38.

Капитальные затраты на строительство автогаража, руб.

где Cх принимается по данным табл 3.38.

в) на строительство 1 км карьерной дороги при условии устройства дорожной одежды из местных материалов (табл 3.39).

Капитальные затраты на строительство дорог, руб.

где Сдор — стоимость строительства 1 км дороги, руб (см. табл. 3.39). Lдор — протяженность дороги, км.
Имя:*
E-Mail:
Комментарий: