Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Аэросев семян хвойных пород


Аэросев семян древесных пород и трав относится к типу механизированного разбросного посева, поддающегося регулировке. благодаря чему можно соблюдать определенную норму высева в среднем на 1 площади.
Отличие аэросева от наземных способов заключается прежде всего в том, что посев с воздуха производится при помощи машины, не прикасающейся к земле. Семена высеваются из аппарата, установленного в самолете или на вертолете, попадают в воздушную волну и большим веером рассеиваются по земле.
Особенностями аэросева являются возможность проведения посевных работ (при высокой их производительности) в сжатые сроки, на больших площадях и с затратой незначительного количества рабочей силы. Кроме того, для аэросева семян доступны и такие площади, которые не представляется возможным облесить другими способами ввиду их захламленности, отдаленности от населенных пунктов или отсутствия рабочей силы. Однако следует отметить, что если применение летательных аппаратов механизирует процесс сева, то не всегда исключает (в зависимости от местных условий) необходимость подготовки почвы и последующего ухода за культурами.
Применительно к особенностям аэросева в различных лесорастительных зонах должна быть разработана соответствующая система агротехнических мероприятий.
Основное целевое назначение аэросева — обеспечить возобновление некоторых типов вырубок ценными хвойными породами: сосной, елью, пихтой и лиственницей.
Аэросев семян лесных пород широко применяется в северных районах России для возобновления леса на площадях концентрированных вырубок и гарей и в Средней Азии для облесения и закрепления песков. В настоящее время в Бухарской и Ферганской областях Узбекистана, а также в Туркменистане на площади несколько десятков тысяч гектаров растет саксаул, посеянный с самолетов. В ряде районов Архангельской, Вологодской, Пермской и других областей появились Молодые хвойные леса, созданные аэросевом.
Применяемые летательные аппараты и особенности их оборудования. Для аэросева семян применяются самолеты ЯК-12. АН-2 и вертолеты МИ-1НХ, КА-15, КА-18. Вертолеты наибольшее значение имеют для работ в горных условиях. Самолеты и вертолеты оборудуются авиационными опыливателями, работающими в качестве аэросеялок. Вследствие малых норм высева семян на 1 га и в связи с этим небольшим секундным расходом семян опыливатель дополнительно оборудуют микродозировщиком, обеспечивающим более точную регулировку расхода семян в секунду.
В соответствии с объемным весом семян хвойных пород загрузка семян на самолетах ЯК-12 составляет 240 кг, АН-2—750 кг, на вертолетах КА-15—100 кг, МИ-1НХ—240 кг.
Для контроля за количеством семян, находящихся в баке авиаопрыскивателя, устанавливают электрический контролер, сигнализирующий светом лампочки на приборной доске пилота, что рассев семян закончен и бак опрыскивателя пуст.
Организация и техника аэросева. До начала аэросева заблаговременно подыскивается площадь, пригодная для аэродрома. Обследуют и выбирают площади осенью с тем условием, чтобы провести аэросев ранней весной, в период снеготаяния.
В практике применения летательных аппаратов встречались два случая; сев в необработанную почву и сев в частично подготовленную площадь.
Аэросев семян хвойных пород в необработанную почву можно производить только на свежих гарях, на незадернелых почвах среди благоприятной растительной обстановки, способствующей появлению всходов при данных почвенных и климатических условиях и по песчаным почвам верещатников.
В первую очередь аэросев следует применять на свежих, хорошо очищенных лесосеках (в первые 2 года после рубки леса) до появления поросли лиственных пород и густого травяного покрова. Наиболее пригодными площадями для аэросева являются вырубки в ельниках- и сосняках-брусничниках, черничниках и др., обнаженные от покрова не менее чем на 50% поверхности почвы.
На вырубках, намеченных для аэросева, рекомендуется сжигать все порубочные остатки; при этом необходимо регулировать размеры костров, располагая их равномерно в тех местах, где имеется густой травяной или моховой покров, или толстый слой подстилки. Сжигание порубочных остатков заканчивается осенью с тем, чтобы подготовить вырубки к весеннему аэросеву.
При умеренной огневой очистке вырубок после сжигания порубочных остатков на обожженных местах всходов от самосева сосны бывает в 4—5 раз больше по сравнению с местами, где почва не была подготовлена.
Аэросев семян ели не дает удовлетворительных результатов на открытых вырубках, пустырях и гарях, где нет полога из лиственных пород или другой защиты от неблагоприятных природных факторов. Большинство молодых всходов гибнет от заморозков, солнцепека, выжимания, высыхания и других причин. Аэросев ели под полог молодой необлиственной березы более эффективен, чем под полог молодняка осины, так как подстилка из березовых листьев более мягкая и рыхлая, чем из листьев осины.
Удовлетворительные всходы семян ели наблюдались на вырубках через 1—2 года после сжигания порубочных остатков или сплошного пала. К этому времени почва выщелачивается, восстанавливается ее структура, частично появляется защита из малины и кипрея, что создает благоприятные условия для приживаемости всходов ели.
При правильном выборе площадей и своевременном аэросеве он дает хорошие результаты. Прорастание семян хвойных пород, рассеиваемых с самолета на необработанную почву, в отдельных случаях доходило до 85%. Обследование ряда лесных участков, на которых в довоенное время проводился аэросев, показало, что растущий здесь молодняк сосны находится в хорошем состоянии.
Подготовка местности для аэросева осуществляется следующим образом. Вдоль границ засеваемого участка лесной территории выставляются флаги, устанавливаемые на вершинах деревьев или на высоких шестах. При аэросеве весной по снегу для обозначения границ засеваемого участка и привлечения внимания пилота на углах его зажигают дымовые костры.
Сигнализацию пилоту выполняют двухцветными, стандартного образца флагами, укрепленными на высоких шестах, которые сигнальщики переносят по заранее размеченной вешками линии перехода. Линии перехода сигнальщиков провешивают на открытых местах засеваемого участка, исходя из ширины расчетной полосы рассева семян, чтобы обеспечить видимость переносимых сигналов при заходе на гон.
Время открытия высевающего аппарата и начало рассева семян пилот определяет по угловым сигналам или дымовым кострам.
При работе по снегу для сигнализации могут служить красные или черные флаги; при работе после таяния снега лучше применять белые флаги.
Как показал опыт, лучше всего проводить аэросев семян хвойных пород в конце марта — начале апреля, в период весеннего снеготаяния или сразу после схода снега, когда почва достаточно увлажнена. При посеве на снег семена набухают и прорастают — наклевываются и вместе с талой водой проникают в почву, что частично заменяет заделку семян, которая отсутствует при аэросеве. Аэросев можно проводить также осенью, в первых числах ноября, к началу выпадения снега.
Посевы семян поздней весной и ранней осенью дают худшие результаты; первый посев вследствие недостатка влаги в почве, второй — вследствие наличия травяного покрова, а также гибели всходов от ранних осенних заморозков и грызунов. Затягивание срока аэросева хвойных пород до конца апреля — начала мая может привести к неблагоприятным результатам, особенно в засушливые годы.
Аэросев семян хвойных лесных пород проводится обескрыленными семенами. За 2—3 дня до посева семена протравливаются гранозаном из расчета 3 г на 1 кг семян. Гранозан уничтожает грибную инфекцию, предохраняет семена от заражения и заплесневения в почве, повышает их всхожесть. Семена, подготовленные для аэросева, должны иметь высокий процент всхожести и сертификат —кондиционное удостоверение с указанием класса сортности, района сбора семян и условий местопроизрастания.
В зависимости от сортности семян и категории площадей аэросева рекомендуются следующие нормы высева на 1 га: при посеве на гарях семенами I класса — 1—1,5 кг, II класса — 2 кг; при посеве на вырубленных площадях семенами I класса —2 кг, II класса — 2,5 кг.
Работами по аэросеву руководят специалисты лесхоза как на аэродроме, так и на лесной территории, подлежащей засеву. На аэродроме специалист лесхоза руководит перевозкой семян, работой по загрузке бака самолета. После полета он производит учет веса высеянных и оставшихся в баке семян. Совместно с пилотом специалист лесхоза регулирует дозировку высевающего аппарата.
После установки микродозировщика авиаопыливателя на заданный расход семян проверяется фактический секундный расход семян по формуле
Аэросев семян хвойных пород

Проверку секундного выпуска семян производят в воздухе. Для этого засыпают в бак 10—20 кг предварительно взвешенных семян и самолет поднимается в воздух. Над рабочим участком пилот открывает аппарат, засекает время по секундомеру и через несколько секунд его закрывает и производит посадку самолета.
После посадки остаток семян из бака высыпают и определяют их фактический расход на 1 га в секунду, если он не совпал с расчетным, по формуле Нф = Р*1000/ШС. Затем, если необходимо, производится дальнейшая регулировка расхода семян до требуемого количества.
Наивыгоднейшая ширина рабочего захвата за один полет с учетом полного опорожнения бака определяется по формуле
Аэросев семян хвойных пород

Чтобы определить, сколько заходов нужно сделать при полученной общей ширине захвата, необходимо разделить ее на ширину захвата за один полет или расстояние перехода сигнальщиков:
Аэросев семян хвойных пород

На лесной территории, подлежащей аэросеву, находятся две бригады: бригада сигнальщиков и бригада, ведущая учет высева семян. Работами бригад руководит лесничий. Ежедневно перед началом работ он совместно с бригадирами и пилотом определяет площадь, подлежащую засеву на каждый полет в данный день, норму высева на 1 га, места установки сигналов, условные знаки между пилотом и бригадой на случай неудовлетворительного сева или вынужденного перерыва в работе. На территории аэросева, как минимум за полчаса до прилета самолета расставляются сигнальщики (рис. 191),
Аэросев семян хвойных лесных пород проводят в утренние или вечерние часы при скорости ветра не более 5 м/сек. В пасмурные безветренные дни можно сеять в течение всего дня, от восхода до захода солнца.
Семена высевают с высоты полета 30—35 м. Если на засеваемом участке имеются отдельно стоящие деревья, высота полета должна быть не ниже 10 м над их вершинами. Залеты для аэросева, как и при авиахимическом методе опиливания, можно производить челночным, загонным или комбинированным способом.
Аэросев семян хвойных пород проводят сплошным рассевом, с шириной рабочего захвата при посеве сосновых и еловых семян с самолета ЯК-12 и вертолетов КА-15 и МИ-1НХ 20 м, а с самолета АН-2 — 30 м.
На участках, где ожидается хорошее естественное возобновление ценными лиственными породами, вместо сплошного применяют ленточный аэросев семян хвойных пород; при этом ширина рабочего захвата самолетов и вертолетов удваивается, норма высева семян остается прежней.
Посев можно проводить и способом прерывистого — полосного или площадного рассева семян, при котором семена будут рассеяны на полосе (площадке) шириной 4—6 м и длиной 17—19 м с интервалами между участками по длине полосы 15— 16 м. При этом сузитель аэроопыливателя оборудуется приспособлением для прерывисто-полосного рассева. Этот способ подобен наземному посеву семян на площадках. Сохраняя норму высева семян на 1 га, при этом способе посева значительное количество семян концентрируется на отдельных участках, что создает достаточную густоту всходов, обеспечивающих лучшую самозащиту их от травяного покрова.
Аэросев семян хвойных пород

Для увеличения первоначальной густоты всходов, ускорения смыкания крон, снижения объема работ по дальнейшему уходу за всходами и уничтожения сорной травяной растительности практикуется загущенный посев в полосах или площадках. При загущенном высеве семян в полосе рассева микродозировщики на авиационных опыливателях дополнительно оборудуют специальным сузителем полосы рассева семян до 5—7 м, увеличивая в 2—3 раза количество семян на 1 м2.
Аэросев семян одновременно двумя полосами, при ширине каждой полосы 8—9 ж при интервале между ними 16—18 ж, можно проводить с самолета АН-2, оборудованного приспособлением для двухполосного рассева семян. При сохранении нормы расхода семян на 1 га такой посев увеличивает в 1,5—2 раза густоту посева семян в пределах каждой полосы.
Учет результатов аэросева. Для контроля равномерности высева семян, а следовательно, для учета качества аэросева, т. е. выявления огрехов, сноса семян, проверки соответствия фактической и заданной норм высева, выкладываются поперек линии аэросева (в начале, середине и конце) специальные учетные полотнища. Ширина полотнищ 0,5 или 1 м, длина не менее 20 м. Полотнище размечается на метровые площадки, которые нумеруются. Количество выпавших на полотнище семян учитывается по каждому полету в отдельности по метровым отметкам, и данные учета заносятся в журнале учета.
Помимо полотнищ, применяются учетные фанерные ящики размером 1х1 м, при высоте борта 15 см, с полотняным дном. Устанавливают их в один ряд перпендикулярно направлению гонов, ближе к середине засеваемого участка. При сплошном аэросеве шесть ящиков помещают на расстоянии 4 м один от другого при ширине рабочего захвата 30 м. Крайние ящики, первый и шестой, располагают на линиях двух соседних гонов. Семена в ящиках учитывают после рассева семян по этим двум гонам. При полосном рассеве с шириной захвата 40 м ящики размещают через 5 м один от другого (по три ящика справа и слева от линии гона) с общим захватом учитываемой полосы 30 м.
При аэросеве семян по снегу подсчет их производится на снежных площадках размером 1 м2, выбираемых в тех же местах, где должны быть установлены учетные ящики. Равномерность аэросева в значительной степени зависит от соблюдения параллельности заходов (следовательно, одного и того же расстояния между ними) и высоты полета. Учитывая, что результат аэросева будет очевиден только через несколько лет, необходимо аэросев во всех случаях проводить тщательно.
Наиболее надежные данные о результатах аэросева могут быть получены лишь в конце второго вегетационного периода после проведения работ. В конце первого вегетационного периода успешность аэросева определяется глазомерно при рекогносцировочном обследовании засеянных участков. Площадь учетных лент при величине участка до 100 га составляет 0,5% общей площади засеянного участка, от 101 до 1000 га — 0,1%, более 1000 га — 0,05%. При компактном расположении засеянных участков и общей площади их, превышающей 1000 га, на пробных лентах можно производить частичный учет сеянцев с интервалами через 10 м. Результат аэросева считается удовлетворительным, если на 1 га площади имеется не менее 10 тыс. 2-летних сеянцев.
Производительность аэросева за один летный час при благоприятной погоде для самолета АН-2 может достигать 200—250 га, ЯК-12—100 га; соответственно в рабочий день — 1000 и 400 га, а за сезон — 6000 и 3000 га.
Примерные расчеты экономической эффективности аэросева по сравнению с другими методами говорят о его преимуществе. Например, Кологривский лесхоз при аэросеве леса на площади 1050 га затратил только 66 человеко-дней, или 3% плановой потребности в рабочей силе, необходимой для ручного сева. По данным этого же лесхоза, расходы на аэросев распределились следующим образом: стоимость семян 90,1% общей суммы расходов, оплата аренды самолетов 8,5%, стоимость рабочей силы для подготовки площадей под аэросев и обслуживание самолета 1,4%. Как видим, наибольший эффект при аэросеве достигается на затрате рабочей силы.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: