Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Охрана лесов от пожаров с применением вертолетов


В настоящее время вертолеты уже широко применяются для охраны лесов от пожаров и борьбы с ними. Опыт работы показал, что использование вертолетов будет экономически обоснованным в малонаселенных районах со слабой сетью сухопутных и водных путей транспорта, где своевременная ликвидация возникающих очагов пожаров наземными силами не может быть успешно организована, а для парашютистов отсутствуют площадки приземления и сложен выход их с территории пожаров. Но пока еще стоимость работы вертолетов выше стоимости содержания самолетов с парашютно-пожарными командами и меньше величина охраняемой ими плошали.
Роль различных типов вертолетов неодинакова. Легкие вертолеты типа МИ-1 используются в тех районах, где число пожаров невелико. Там, где много пожаров, применяются вертолеты МИ-4,
При выборе типа вертолета приходится руководствоваться не только количеством пожаров и их характером, но учитывать условия рельефа местности и местоположение пожаров. Пожары вблизи населенных пунктов и лесозаготовок целесообразнее тушить местными средствами.
В горных условиях наиболее пригодны вертолеты МИ-1. Как показал опыт, они с полной загрузкой могут взлетать и садиться на площадках, расположенных на большой высоте. Средства авиационной охраны лесов так размещаются, чтобы на территорию, обслуживаемую легкими вертолетами, можно было при необходимости быстро перебросить более тяжелый Вертолет или доставить парашютистов-пожарных.
Применение вертолета МИ-4. Вертолет (рис. 174) может успешно работать, если за ним закреплена такая территория, которую он может облететь в течение дня и обслужить возникшие на ней пожары. В зависимости от условий горимости лесов технических возможностей вертолетов, величина обслуживаемой территории составляет от 1.5 до 5 млн. га.
Охрана лесов от пожаров с применением вертолетов

Место базирования вертолетов выбирают так, чтобы маршруты полетов размещались рационально и при минимальном подлете к наиболее подверженным пожарам насаждениям обеспечивался осмотр всей подлежащей охране площади. Наиболее правильно вертолет базировать на аэродрома. Аэрофлота, вблизи контор лесхозов или леспромхозов. Это обеспечит лучшее обслуживание его, наиболее полное согласование авиационных и наземных мероприятий по тушению лесных пожаров. Кроме того, будут хорошие пути сообщения между пунктами базирования вертолета и местом расположения складов горючего и смазочных материалов.
Радиофицированный самолет ЯК-12, ведущий авиапатрулирование тон же территории, должен базироваться в одном пункте с вертолетом. В таком случае достигается наиболее полное взаимодействие между ними. Например, после сообщения с самолета ЯК-12 о пожаре вылетает вертолет. Благодаря такой организации авиапатрулирования дорогостоящее лётное время вертолета расходуется экономно и до минимума сокращается время холостых полетов, В период возникновения наибольшего количества пожаров, если метеорологические условия продолжают благоприятствовать распространению огня в лесу, авиапатрулирование должно производиться на вертолете МИ-4 с командой десантников-пожарных на борту. Это обеспечит их быструю доставку на пожар, В такие дни самолет ЯК-12 используется для облета той части территории, где пожарная опасность меньше.
Для успешной борьбы с пожарами большое значение имеет подготовка территории и устройство на ней посадочных площадок, авиапожарных станций и промежуточных пунктов для заправки вертолетов горючим. Значительную помощь в работе могут оказать добровольные пожарные дружины и агиттехпропаганда среди населения о работе авиаотделения.
Авиапожарные команды создаются в месте базирования вертолета и на авиапожарных станциях, организованных в тех же частях территории, которые наиболее подвержены пожарам. В состав команды входит 10—20 человек, а на каждой станции находится 5—10 человек, включая одного-двух инструкторов. В дни высокой пожарной опасности эти работники находятся и полной готовности к немедленной погрузке на вертолет противопожарного оборудования и вылету на пожар с запасом продовольствия на 3 суток.
Перед высадкой десантников-пожарных происходит облет пожара на высоте 100 м в целях подробного осмотра очага огня и окружающей его местности с составлением подробных кроки пожара, а также схемы выхода из леса на случай, если вывозить их обратно на вертолете невозможно.
Если пожар небольшой и тушение его не займет много времени, вертолет ожидает команду десантников на месте высадки.
Для правильного взаимодействия усилий самолета, вертолета и наземных сил при тушении пожаров исключительное значение приобретает регулярная радиосвязь между ними. Иначе мероприятия могут перекрываться одно другим, что не будет содействовать оперативности в борьбе с огнем.
Работа летчика-наблюдателя на вертолете становится наиболее сложной при патрулировании лесов в периоды повышенной пожарной опасности. В такие дни вылет вертолета по патрульному маршруту проводится с десантниками и противопожарным оборудованием на борту. Часть авиапожарной команды остается дежурить на авиапожарных станциях.
Обнаружив пожар, летчик-наблюдатель организует борьбу с ним. Число высаживаемых десантников зависит от величины и вида пожара, рельефа местности, лесорастительных и метеорологических условий. Если летчик-наблюдатель видит, что пожар может быть успешно ликвидирован высаженными десантниками, вертолет продолжает облет территории. При обнаружении новых очагов огня высаживают оставшихся на борту десантников-пожарных. В случае необходимости доставляются рабочие с ближайшей авиапожарной станции или из населенного пункта.
Когда пожаров много, для их ликвидации приходится привлекать местное население, В этих условиях десантники-пожарные используются для организации людей и руководства их работой при тушении пожаров.
Если пожар действует в районе лесозаготовок, высаживаются один-два десантника-пожарных для организации тушения пожара силами рабочих лесозаготовителей. Большую помощь оперативному отделению могут оказать команды пожарно-химических станций леспромхозов или лесхозов и добровольные пожарные дружины. Они быстро являются на сборный пункт после прилета вертолета.
При отсутствии десантников-пожарных и при необходимости привлечения большого числа рабочих для тушения пожара вертолет можно использовать для доставки работников наземной охраны и местного населения, если возможно приземление вертолета или висение его на высоте 1,5 ж.
Вертолет может быть использован для перевозки рабочих и десантников-пожарных с одного пожара на другой.
Высадив людей к лесному пожару, летчик-наблюдатель систематически контролирует ход борьбы с огнем и при необходимости доставляет им продовольствие, противопожарное снаряжение, воду; вывозит людей, пострадавших на пожаре.
Исключительную роль играет применение вертолета для контроля за работой по окарауливанию локализованных пожаров, чтобы не допустить их возобновления. Совершая облет по периферии пожара и обнаружив на кромке пожара возобновление огня, вертолет быстро доставляет туда рабочих, несущих окарауливание.
Применение вертолета МИ-1. Организация работ авиационных отделений с применением вертолетов МИ-1 (рис. 175) существенно отличается от организации работ с применением вертолетов МИ-4. В завнсимостк от условий обслуживаемой территории площадь, охраняемая вертолетом МИ-1, составляет от 1 до 3 млн. га. Вертолет летает каждый пожароопасный день по одному маршруту. Если пожары возникают редко, вертолет летает через день по двум маршрутам. При использовании вертолетов МИ-1 место их базирования не обязательно должно быть приурочено к аэропорту Аэрофлота. Для него может быть оборудована площадка около леспромхоза или в другом месте, наиболее полно отвечающем требованиям охраны лесов. В настоящее время авиабазы применяют две схемы организации работ вертолетов МИ-1.
По первой схеме работу МИ-1 организуют примерно также, как и с МИ-4, с той разницей, что патрулирование всегда ведут на вертолете. Создают авиапожарные станции с пожарными командами в составе 4—10 человек. На борту МИ-1, кроме пилота и летнаба, при патрулировании находятся один-два десантника.
Охрана лесов от пожаров с применением вертолетов

Высадив вблизи пожара десантников, в случае необходимости вертолет доставляет им в помощь пожарных с ближайшей авиапожарной станции или работников лесной охраны и местных жителей из ближайшего населенного пункта. После этого вертолет берет на борт других десантников с пожарной станции или с пункта базирования и продолжает патрульный полет по маршруту.
По второй схеме летчик-наблюдатель вертолета работает только с лесной охраной. На территории, подлежащей охране, запасы горючего хранятся у контор леспромхозов или лесхозов, лесничеств, лесозаготовительных участков, у кордонов лесной охраны, если вблизи их возможна посадка.
При авиапатрулировании на борту вертолета МИ-1 находятся пилот и летчик-наблюдатель, а также дополнительный запас горючего, что позволяет увеличить радиус действия вертолета. При обнаружении пожара вертолет направляется в ближайший пункт приема донесений, откуда берет работников лесной охраны и доставляет их к пожару. Для ликвидации мелких пожаров, обнаруживаемых с вертолетов, достаточно 2—3 человек. При второй схеме затрат меньше и обеспечивается более полное взаимодействие вертолета с наземной лесной охраной. Недостатком второй схемы является неполная мобильность лесной охраны, а тем более местного населения, невозможность широко применять взрывчатые материалы. При отсутствии лесника летчик-наблюдатель должен сам организовать людей и направить их на пожар или доставить к пожару одного-двух рабочих для ознакомления с обстановкой и задержать развитие пожара до прибытия других людей.
Наконец летчик-наблюдатель и пилот, совершив посадку, сами могут локализовать пожар. Все это говорит о том, что работу легкого вертолета следует организовать в зависимости от местных условий, по возможности, без использования десантников, местными средствами и силами.
Специальные полеты на вертолете МИ-1 делаются с руководителями предприятий, директорами лесхозов, представителями местных органов власти, пожарного надзора для борьбы с нарушениями правил пожарной безопасности в лесу.
При правильной организации работы вертолетов и надлежащем взаимодействии лесной охраны в малонаселенных районах можно успешно решать задачи охраны лесов от пожаров и свести к минимуму причиняемый ими ущерб.
Доставка к лесным пожарам противопожарного оборудования и снаряжения, огнетушащих химикатов и взрывчатых материалов, продуктов питания и питьевой воды, резиновых лодок и др. может происходить при помощи самолетов и вертолетов.
Минимальная высота, до которой разрешается снижение самолета в момент выброски грузов без парашютов, 25 м, а на парашюте — 100 м. Груз сбрасывают на открытое место, обозначенное условными знаками. Продовольствие для парашютнопожарных команд (10—15 кг) можно сбрасывать на маленьких грузовых парашютах, но при надлежащей упаковке.
Ранцевые опрыскиватели РЛО подготовляют так, чтобы каждый гидропульт был обернут своим резиновым мешком, связывают их в пачки по 5 шт. и спускают с самолета на парашютах. Ранцевые опрыскиватели РДОС-1 сбрасывают с самолета без парашюта, причем резиновые мешки упаковывают отдельно от насосов.
Растворы химикатов можно сбрасывать с самолета на парашютах в заплечных мешках ранцевых опрыскивателей, помещенных в простейшие корзины.
Топоры и лопаты сбрасывают без парашютов, крепко связанными проволокой по 5—10 шт. К каждой пачке прикрепляют вымпел, чтобы их легче было найти в лесу.
Взрывчатые материалы перевозят и сбрасывают в соответствии с требованиями специальных инструкций.
С транспортных самолетов (в том числе с АН-2) грузы сбрасывают из корпуса через дверь грузовой кабины. Вес одного места сбрасываемого груза не должен превышать 80 кг.
Чтобы проверить, принят ли груз, летчик-наблюдатель снова пролетает над местом его сбрасывания. Если груз не находят, то вымпел вновь сбрасывается к месту приземления груза.
Сбрасываемые с самолета ЯК-12 грузы должны иметь небольшой габарит и весить не более 25 кг.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: