Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Авиапатрулирование лесов с использованием парашютистов для тушения пожаров


Применение парашютов в лесном хозяйстве разрешило задачу быстрого транспортирования парашютистов-пожарных к местам лесных пожаров, удаленных от населенных пунктов, в труднодоступных лесных массивах, где быстрая их ликвидация наземными средствами не обеспечивается. Силами одних парашютистов-пожарных, перевозимых патрульными самолетами, с успехом могут быть потушены только те пожары, которые своевременно обнаружены и не успели захватить значительную площадь. Парашютисты-пожарные могут принимать участие и в ликвидации больших пожаров. В этом случае они руководят бригадами рабочих, занятых тушением очагов огня, и ведут работу, требующую специальной подготовки, — прокладку заградительных полос взрывчатыми материалами и др-Парашютистов-пожарных можно использовать для тушения и окарауливания пожаров, частично локализованных выпавшими осадками и расположенных в удаленных местах, где эта работа не может быть выполнена наземной охраной и местным населением.
Прыжки с парашютом для борьбы с пожаром выполняются с высоты не ниже 400 м. По существующим правилам высадка ларашютистов-пожарных допускается при силе ветра в месте совершения прыжка не более 7 м/сек, на открытые площадки размером не менее 150x150 м (лесные прогалины, пересохшие болота, поля, луга, огороды), а также на кустарники и молодняки. Не разрешаются прыжки на вырубки, усохшие насаждения, ветровалы, гари, вблизи высоковольтных линий.
Парашютисты-пожарные, не находящиеся в полете, в дни патрульных полетов дежурят на аэродроме в полной готовности к вылету на пожар.
Летчик-наблюдатель, обнаружив пожар, решает, сколько надо высадить парашютистов, назначает старшего в группе к подбирает площадку для приземления.
Пожар и прилегающую к нему местность осматривают сначала с высоты 600 м. чтобы наметить для парашютистов путь подхода к пожару от места приземления и выход к ближайшему населенному пункту после его ликвидации. После этого высоту полета снижают до 200 м для детального осмотра места пожара. В это время летчик-наблюдатель составляет кроки для парашютистов. После осмотра пожара самолет направляется к площадке приземления и с высоты 100 м осматривает ее, чтобы убедиться в отсутствии на ней пней, валежа и других препятствий. Далее летчик-наблюдатель приступает к расчету парашютного прыжка и определения той точки земной поверхности, над которой парашютисты-пожарные должны оставить самолет, чтобы точно приземлиться в назначенном месте. Применяются три способа расчета прыжка; визуальный, по пристрелочному парашюту и по ветру, определенному в полете.
Визуальный способ применяют при наличии площадки размером (1х1 км и более) и при слабом ветре. Направление ветра определяют по дыму от лесного пожара.
Расчет по пристрелочному парашюту точнее визуального. Самолет выводят на заданной высоте к центру площадки в расчетной точке приземления. В момент полета над ней выбрасывают пристрелочный парашют, следят за ним и по окружающим ориентирам стараются запомнить место его падения. После этого самолет заходит в створ: место падения пристрелочного парашюта — расчетная точка приземления. Пролетая над пристрелочным парашютом, пускают в ход секундомер, чтобы узнать, сколько секунд самолет будет идти до расчетной точки приземления. Это определит то время, которое нужно после пролета центра выбранной площадки для того, чтобы парашютисты-пожарные покинули самолет.
При ограниченных размерах площадки приземления прибегают к расчету прыжка по направлению и силе ветра, измеренным в полете на высоте 300 м. При помощи бортового визира летчик-наблюдатель определяет угол сноса на трех курсах, различающихся на 40—60°. Полученные данные наносят на аэронавигационный ветрочет, с помощью которого получают искомые значений скорости и направления ветра. Вероятная ошибка определения ветра этим способом составляет в среднем 5 км/ч по скорости и 10° по направлению ветра, что обеспечивает достаточную точность расчета прыжка. Рассчитав скорость и направление ветра, летчик-наблюдатель определяет число секунд, по истечении которых парашютисты-пожарные должны покинуть самолет после того, как он пролетит над расчетной точкой приземления по курсу против ветра.
В настоящее время отечественная промышленность работает над созданием хорошо управляемого парашюта, позволяющего парашютисту уточнять расчет и исправлять допущенные при нем ошибки.
В самолете АН-2 совершающие прыжок парашютисты-пожарные надевают парашюты и подготовляют к выброске необходимое снаряжение и инструменты.
После выброса парашютистов самолет постепенно снижается и экипаж наблюдает за их приземлением. Немедленно после приземления старший группы подает установленный сигнал (размахивание полотнищем купола). Если у парашютистов имеется радиостанция, об исходе приземления сообщают по радио.
Порядок выброса парашютистов-пожарных с самолета ЯК-12 (пожарного варианта) несколько иной. Они сидят в полете с уже надетыми парашютами. Выполнив расчет прыжка, летчик-наблюдатель подает сигнал к прыжку сначала сидящему справа парашютисту, а затем сидящему сзади. Убедившись, что высадка прошла благополучно, летчик-наблюдатель сбрасывает снаряжение, продовольствие и, заметив, что грузы приняты, улетает продолжать патрульный полет.
Парашютисты-пожарные, обеспечив сохранность парашютов, следуют на пожар и приступают к его тушению.
Старший летчик-наблюдатель, высадив группу, особенно вдали от населенных пунктов, систематически контролирует с воздуха их работу и в случае необходимости по сигналам парашютистов-пожарных доставляет им средства пожаротушения, продовольствие, высаживает дополнительно парашютистов-пожарных или через органы лесной охраны организует посылку рабочих к месту пожара наземным путем.
Локализованный пожар передают на окарауливание работникам лесной охраны. О ликвидации пожара парашютисты-пожарные составляют соответствующий акт. Перед уходом с пожара в населенный пункт парашютисты-пожарные выкладывают на открытом месте сигнал в виде стрелы из березовых жердей или окоренных стволов, указывающих направление, в котором они ушли.
Основным достоинством парашютно-пожарной службы является ее мобильность. Парашютистов-пожарных можно быстро перебросить для тушения пожаров за несколько сотен километров.
К числу серьезных недостатков следует отнести то, что из-за отсутствия мест, пригодных для приземления, парашютисты часто не могут высадиться вблизи пожаров.
Содержание парашютно-пожарных команд обходится пока еще очень дорого. Стоимость авиационной охраны лесов от пожаров в среднем составляет 1,0—1,8 коп/га в год. В разных районах России она неодинакова.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: