Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Аэротаксация лесов с вертолетов при лесоустройстве по низшим разрядам


В малообжитых лесных районах Севера, Урала, Сибири и Дальнего Востока, в которых преобладают простые по форме и однообразные по составу насаждения, устройство лесов может производиться путем сочетания наземных работ с дешифрированием и аэротаксацией лесов с вертолета. Такие работы производятся с 1957 г.
Применение вертолетов при инвентаризации лесов возможно:
- при устройстве лесов по IV разряду взамен таксационного визира и камерального таксационного дешифрирования выделов, расположенных в межвизирных пространствах;
- при устройстве лесов по III разряду взамен таксационного визира в отдельных частях устраиваемого объекта с редкой сетью рек и дорог;
- при наличии аэрофотосъемочного материала давностью не более 3 лет и аэроснимков не мельче масштаба 1:25000—1:30000;
- при наличии фотосхем и фотопланов в двух экземплярах;
- при обследовании площадей, подвергшихся стихийным бедствиям (горельников, ветровальников, «шелкопрядников» и др.):
- при сплошной аэротаксации лесов в отдельных частях лесхоза, когда работы происходят без организации территории и имеющиеся материалы аэровизуального обследования не отвечают целям учета лесов и перспективного планирования.
При аэротаксации лесов экипаж вертолета МИ-1 составляется из 3 человек: пилота, аэронавигатора и аэротаксатора.
Подготовительные работы. За год, предшествующий лесоустройству, собираются сведения об экономике района, путях транспорта, наличии аэродромов и посадочных площадок. Заключаются договоры на аренду вертолетов и самолетов. В этот же период для обеспечения работ по аэротаксации лесов определяется месторасположение основной базы и оперативных точек, устанавливаются места для заброски горючего и смазочных материалов, производятся расчеты затрат летного времени и средств для выполнения аэротаксационных работ, подготовляются полетные карты, аэроснимки, репродукции с накидного монтажа и фотосхемы (уточненные или простые).
В год проведения лесоустройства до начала полевых работ, пользуясь фотосхемами, составляют проект просечной сети, производят контурно-топографическое дешифрирование аэроснимков и перенос всей отдешифрированной ситуации на репродукции фотосхем или фотопланов. В это же время составляется план транспортного авиаобслуживания наземных групп, согласовываются те условные знаки, которые будут выкладываться в местах расположения наземных таборов-лагерей.
Наземная к воздушная тренировка. Наземная таксационная тренировка аэротаксаторов и аэронавигаторов проводится совместно со всем составом лесоустроительной партии.
Она состоит из тренировки по определению таксационных показателей насаждений на 20 пробных площадях, нанесенных на аэроснимки, обозначенных в натуре такими условными знаками, чтобы они были видны с воздуха; линейной таксации не менее 40—50 типичных для данного района работ насаждений, расположенных вдоль просек, и глазомерной таксации насаждений в трех кварталах применительно к требованиям лесоустройства данного разряда.
Воздушная тренировка проводится на легкомоторном самолете и на вертолете.
На самолетах производятся рекогносцировочные облеты территории на высоте 200—300 м для ознакомления с лесными массивами, подлежащими аэротаксации. В процессе их происходит проверка умения детально ориентироваться при помощи карт, фотосхем и фотопланов, прокладывать маршруты для аэротаксации лесов и подбирать места возможной посадки вертолета.
На вертолетах происходит аэронавигационная и таксационная тренировки персонала на заданных рабочих режимах полета. Аэротаксационная тренировка происходит прежде всего над пробными площадями и вдоль наземного тренировочного маршрута, В процессе ее, первоначально используя данные наземной таксации на рабочей высоте полета, изучают аэротаксационные признаки насаждений, а затем, после аэротаксации, происходит сравнение ее с данными наземной таксации. Кроме того, производятся аэротаксацня насаждений в трех наземно протаксированных кварталах и сравнительная оценка данных.
В заключение тренировки выбирается несколько насаждений, в которых после их аэротаксации производятся посадка вертолета и наземная контрольная таксация насаждений с выполнением измерений таксационных показателей и с рубкой деревьев для проверки возраста древостоев, высот и диаметров на высоте груди.
Полевые наземные работы и аэротаксация лесов. При данном методе лесоустройства наземные полевые работы заключаЮТСЯ в прорубке просечной сети (4х4 км), промере линий, постановке столбов и таксации вдоль просечной сети. Срединный визир не прорубается. Таксация межпросечного пространства происходит с вертолета.
Аэротаксационные работы выполняются в следующей последовательности. До полетов аэротаксатор проект просечной сети и контуры выделов переносит с аэроснимков на репродукции фотосхем или фотопланов, определяет участки, подлежащие наземному осмотру при посадке вертолета.
Маршруты полетов для аэротаксации проектируются совместно с аэронавигатором. Они опираются на наземные ориентиры с расчетом охвата всех выделов, подлежащих таксации с вертолета, и с соблюдением наименьшей затраты летного времени. Одновременно происходит подбор мест для приземления вертолета вблизи или среди подлежащих таксации насаждений. Запроектированные маршруты и намеченные места посадки вертолета переносят на фотосхему таксатора. Наконец, аэронавигатор подготавливает, полетную карту с предварительным расчетом всех аэронавигационных элементов, с занесением их в бортовой журнал и согласовывает маршруты полетов с пилотом.
Аэротаксация лесов с вертолета заключается в облете заранее оконтуренных и нанесенных на фотосхемы выделов. Маршруты полетов прокладываются таким образом, чтобы каждый выдел или группа их опиралась на хорошо опознанный наземный ориентир. Описание насаждений осуществляется как бы с пунктов воздушной таксации. В однообразных равнинных лесных массивах маршруты полетов прокладываются прямолинейно с севера на юг и с юга на север, с обязательным заходом в выделы, расположенные в стороне от маршрута.
Полеты по аэротаксации лесов выполняются на высоте 60—100 м над земной поверхностью (20—40 м над кронами) в зависимости от сложности таксируемого объекта при скорости рабочего полета 40—50 км/ч.
Во время таксации леса с вертолета МИ-1 или КА-18 (рис. 169) аэронавигатор детально ориентируется ка местности в соответствии с намеченным маршрутом полета, следит за тем. чтобы были выдержаны одни и те же высота и скорость полета от выдела к выделу, указывает аэротаксатору квартал и участок, над которыми он пролетает в данное время.
Аэротаксация лесов с вертолетов при лесоустройстве по низшим разрядам

Аэротаксатор, имея второй экземпляр фотосхемы, ведет общую контрольную ориентировку, определяет таксационные показатели насаждений (состав, средний возраст, полноту, класс бонитета, среднюю высоту и диаметр, класс товарности для преобладающей породы).
Таксационная характеристика насаждений вписывается в контуры выделов на фотосхемах. Для мелких же выделов запись происходит на полях фотосхемы или в журналах таксации. Для участков, которым нужно дать детальное таксационное описание, полет происходит на вираже по кругу с малым радиусом поворотов над ними.
При посадках вертолета вблизи насаждений или среди них наземная таксация происходит с измерением высот древостоев эклиметром, площадей сечений полнотомером Биттерлиха со срубкой деревьев и фотографированием насаждений. Описываются подрост, покров, состояние лесовозобновления и почвы.
Рекомендуется смену обязанностей между аэротаксатором и аэронавигатором производить не более чем через 1—1,5 ч чистой таксации, не считая подлетов.
После полетов аэротаксатор тщательно просматривает записи, сделанные на фотосхеме в процессе аэротаксации. уточняет неясно написанные формулы, вносит необходимые исправления, нумерует выделы, а таксационные характеристики переписывает в журнал таксации.
Контроль аэротаксации осуществляется наземным путем, а в отдельные участки происходит посадка вертолета. Он осуществляется в объеме не более 1% всей площади аэротаксации леса.
Таксационное описание насаждений составляется поквартально аэротаксатором, совместно с таксатором, производившим наземные работы. Камеральная обработка полевых материалов аэротаксации происходит в соответствии с требованиями, предъявляемыми к наземным таксационным работам.
Опыт аэротаксации лесов показал, что точность определения таксационных показателей насаждений зависит от высоты полета. Состав и полнота насаждений точнее определяются с высоты 100—150 м, а средние диаметр и высота древостоев, класс товарности — с высоты 50—80 м. Но организация двойных полетов на разной высоте сложна и практически при наличии спектрозональных аэроснимков не целесообразна. Наиболее правильна такая технология работ, которая основана на более полноценном использовании спектрозональных или, в крайнем случае, черно-белых аэроснимков масштаба 1:10000—1:15000. При использовании таких аэроснимков после таксационно-дешифровочной тренировки происходит определение по ним состава насаждений, их полноты, измерение высот древостоев, а на основании существующих закономерностей определяются средние диаметры через измеренные по аэроснимкам показатели (высоту или диаметр кроны). Таксационные показатели, которые могут быть определены по аэроснимкам, записываются на них в пределах выделенных участков в виде общепринятой формулы.
В процессе аэротаксации лесов с высоты 50—60 м, при скорости полета 30—40 км/ч происходит определение остальных показателей, контроль и исправление ранее продешифрированных. Такой метод значительно сократит расходы дорогостоящего летного времени вертолетов и без снижения качества работ позволит усовершенствовать методику инвентаризации лесов.
Особенности аэротаксацни горных лесов. В условиях горного рельефа местности на территории лесного массива, подлежащего устройству, разрубаются планшетные рамки в виде кварталов 16-18х16-18 км. Внутри их проектируются кварталы по естественным границам урочищ (по речкам, ручьям, хребтам, тропам и др.). При отсутствии достаточного количества естественных разграничительных линий прорубаются визиры с расчетом, чтобы площади кварталов, принятые для данного разряда лесоустройства, не превышали заданной нормы.
Наземная таксация с аэроснимками происходит вдоль границ планшетов и по визирам. Данные промеров линий используются как при выделении участков, так и при определении масштабов аэроснимков и фотосхем.
Тренировочные пробные площади закладываются вдоль склонов различной крутизны и экспозиции. Для маршрутной таксации насаждений тренировочный ход должен пролагаться на протяжении 13—15 км поперек склонов хребтов и сопок, чтобы достичь правильности глазомерного определения полноты насаждений на крутых склонах.
В процессе аэротаксации происходит облет всех заранее оконтуренных участков. Маршруты полетов прокладываются применительно к рельефу местности (по горизонталям).
В условиях ясно выраженных хребтов маршруты полетав приурочиваются к долинам рек или ущельям с разворотом в конце долины и полетом обратно.
В процессе полетов аэротаксация насаждений происходит только с левого борта вертолета.
Маршрут полета начинается от главной магистральной долины, затем проходит по боковым долинам. Во всех случаях он должен опираться на наземные ориентиры. При наличии ясно выраженных сопок или сдвоенных вершин облет их происходит петлей или восьмеркой, левым бортом к объектам таксации.
Производительность и стоимость аэротаксации лесов в равнинных и горных условиях. Производительность аэротаксации за час полезной работы по III разряду лесоустройства принимается 2500 га, по IV разряду — 3000—3500 га.
Сезонные нормы аэротаксации на экипаж для III разряда лесоустройства приняты 400 000 га. для IV разряда — 500000—600000 га.
Стоимость аэротаксации лесов с вертолетов в условиях Западной Сибири составила 3,9 коп. за 1 га, что дешевле наземных работ на 8—10%,
Опыт работ последних лет наглядно показал, что для совершенствования аэротаксации лесов нужны новые типы вертолетов, имеющие устойчивую скорость полета около 30 км/ч, создающие возможность зависания на рабочей высоте 50—60 м, и имеющие продолжительность полета не менее 4 ч.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: