Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Аэровизуальное обследование лесов


Сущность аэровизуального обследования лесов. Для приведения в известность лесов на обширных территориях, особенно в азиатской части России, с 1933 г. был внедрен в практику аэровизуальный метод обследования лесов.
Сущность аэровизуального обследования лесов заключается в проложении в воздухе по аэронавигационным расчетам прямолинейных и взаимно-параллельных маршрутов на заданной высоте полета, детальном ориентировании, глазомерной зарисовке выделяемых с самолета участков и описания их.
Аэровизуальный метод обследования лесов состоит из аэровизуальной съемки, выполняемой аэронавигатором, и одновременно аэровизуального описания лесов, выполняемого аэротаксатором.
К аэровизуальной съемке относятся инструментальное проложение маршрутов полетов по расчетным аэронавигационным данным и привязка их в воздухе к земным ориентирам, съемка опорных ориентиров, не имеющихся на карте, накладка маршрутов полетов и ориентиров по вычисленным данным на карту-основу для составления в последующем карты лесов обследуемого массива.
Аэровизуальное описание производится как покрытых лесом площадей по установленным для обследования таксационным показателям (составу, категориям возраста, бонитета и полноты), так и не покрытых лесом и нелесных площадей.
По своему назначению аэровизуальное обследование имело целью первоначальное выявление состава, характера и запаса лесов на обширных лесных территориях, определение лесохозяйственного и лесоэксплуатационного значения отдельных частей обследуемой территории, составление лесоинвентарной характеристики и карты лесов.
В настоящее время этот метод потерял свое прежнее значение в связи с широким внедрением аэротаксации с аэрофотосъемкой и окончанием обследования всех лесов России, но иногда применяется для выполнения отдельных задач в области лесного хозяйства и лесоинженерного дела, поэтому лишь кратко остановимся на нем.
Организация и техника работ. Аэровизуальное обследование лесов производится экипажем в составе пилота и двух лесоводов. Одни из них выполняет функции аэронавигатора (штурмана), второй — аэротаксатора.
Для аэровизуального обследования лесов ранее применялись карты масштаба не мельче 1:1000000. Теперь же используются карты различного масштаба. До выезда на полевые работы составляется рабочая карта-основа в масштабе 1:200000. На нее наносятся наиболее характерные ориентиры.
На основании карты-основы составляется проект сети маршрутов полетов.
Маршруты проектируются с учетом характера распределения покрытой лесом площади, конфигурация лесных массивов и расположения линейных ориентиров (рек и речек) сплошными параллельными линиями на всей или части территории. Чаще всего они проектировались через 4 км в направлении, перпендикулярном основным линейным ориентирам: рекам, речкам или горным хребтам, с привязкой начала и конца маршрута к характерным ориентирам. Высота полета принималась равной 300—500 м, чаще всего 400 м.
Первой стадией полевых работ является проведение наземной и воздушной тренировок.
Для наземной тренировки выбирают один или несколько участков протяжением от 40 до 60 км таксационного хода. Воздушная тренировка производится в течение двух-трех полетов над этим же участком наземной тренировки.
В дальнейшем, в процессе производственных полетов по намеченным маршрутам, работа аэротаксатора заключалась в зарисовке на абрис контуров участков и в их описании (рис. 166). Протяжение выделов вдоль маршрутов определялось по скорости самолета и времени пролета между границами участка (с отсчетом минутных путевых скоростей на абрисе), а в поперечном направлении — в сторону от маршрута по дистанции, т. е. по отметкам на крыле самолета (единицам высоты полета).
Аэровизуальное обследование лесов

На абрисе границы выделов замыкаются в виде контуров в зависимости от направления и расположения их вблизи линии полета или протягиваются в сторону на расстояние 60—70% от ширины между маршрутами.
Аэротаксатор при выделении различных категорий площадей пользовался следующими придержками.
Лесная площадь делилась на покрытую и не покрытую лесом.
Основанием для выделения участков покрытой лесом площади служили:
1. Преобладающая порода.
2. Состав при различии коэффициентов состава на две единицы и более.
3. Возраст при условном разделении насаждений на группы, приведенные в табл. 6.
4. Класс бонитета при разнице на один класс и более.
5. Полнота при разнице на 0,2 и более.
Лесная не покрытая лесом площадь разделяется на редины, сплошные вырубки, гари и ветровалы. Из нелесных площадей выделяются сельскохозяйственные угодья, неудобные пространства и воды.
Аэровизуальное обследование лесов

Таксационная характеристика покрытых лесом площадей записывается на полетном абрисе внутри контуров участков в виде дроби. В числителе указываются состав и группа возраста, в знаменателе — группа бонитета и полнота в целых единицах. В тех случаях, когда в границы выделов вкраплены мелкие нелесные площади, разбросанные в участке и составляющие более 10% площади основного выдела, к формуле участка приписывается соответствующий процент, например 5С2Е3Б-сп/III-6 20% болот, что означает наличие до 20% болот от площади выдела.
В зависимости от задания высота полета может быть снижена до 100 м, расстояния между маршрутами сближены до 1 км, запись таксационных показателей насаждений произведена с более дробной градацией с указанием возраста до I класса, I класса бонитета и типа леса. Вместо самолета может применяться вертолет, но с сохранением ведения абриса, если нет аэроснимков.
Работа аэронавигатора в полете сводится к расчету и подбору курса следования, самолетовождению по запроектированному маршруту, контролю и исправлению пути в случае отклонения от заданного направления маршрута, ведению абриса с зарисовкой на нем характерных ориентиров, засечке дополнительных ориентиров.
Камеральные работы. После полетов производится нанесение маршрутов полетов на карту-основу. В первую очередь накладывается маршрут, который пересекает наибольшее количество достоверных ориентиров, опознанных с самолета и зарисованных в абрис. Остальные маршруты накладываются путем привязки их в начале и в конце к ориентирам, имеющимся на карте-основе, достоверно опознанным и зафиксированным на абрисе. По отметкам времени определяется фактическая путевая скорость на отдельных этапах маршрута. Расстояние определяется с учетом времени полета между ориентирами и путевой скорости самолета. Если расхождения в определении расстояний по сравнению с картой не превышают 50%, то проложение маршрутов считается правильным. Линия полета между ориентирами разбивается на отрезки, соответствующие фактической путевой скорости в минуту. С абриса аэронавигатора на карту переносятся все отмеченные ориентиры — реки, дороги, озера и пр. После накладки маршрутов полета наносятся и увязываются между собой таксационные участки; затем приводится их описание.
После вычисления площадей участков составляется лесоинвентарное описание по эксплуатационным районам, выделяемым по принципу тяготения территории к путям транспорта леса, по бассейнам рек (урочищам) или по другим учетным единицам в пределах границ лесничеств.
Карта лесов составляется по отдельным лесхозам и в целом на обследованную площадь в масштабе 1:100000 или мельче в зависимости от задания.
В техническом отчете, кроме экономической и физико-географической характеристик района, а также сведений о путях транспорта и связи, приводится характеристика лесного фонда с цифровыми показателями о лесосырьевых ресурсах и др.
Точность и стоимость работ. Средняя площадь выдела в различных условиях азиатской части России составляла от 500 до 1000 га, в отдельных случаях, в однообразных лесных массивах, она доходила до нескольких тысяч гектаров.
Опытный аэротаксатор выделяет и описывает в 1 мин от одного до трех выделов, в зависимости от сложности их таксационной характеристики.
С наибольшей погрешностью картографировались участки небольшой площади. С увеличением же площади соответственно повышалась точность картографирования.
При аэровизуальном обследовании лесов запас насаждений не определяется, а вычисляется камерально на основании принятых таблиц хода роста насаждений по таксационным показателям насаждений, указанным во время полетов. Таким образом, точность определения запасов зависит от достоверности описания рассмотренных таксационных показателей насаждений. В результате сопоставления суммарных данных, характеризующих общие запасы лесного фонда в пределах лесоэксплуатационных районов площадью 150000—200000 га, оказалось, что при аэровизуальном обследовании они определяются с погрешностью ±20% и более. Для районов, значительных по площади, точность суммарных данных учета лесного фонда повышалась, а для малых площадей, наоборот, понижалась. Последующие лесоустроительные работы на этих же площадях обнаружили низкую точность и значительные ошибки аэровизуального обследования.
Как показал многолетний опыт, один экипаж за час полета при расстоянии между маршрутами 4 км обследовал площадь около 30 тыс. га, а за полевой сезон — от 2,5 до 3,5 млн. га, В зависимости от географического положения районов, условий организации и проведения работ, стоимость работ составляла от 0,6 до 1 коп. за 1 га. Наибольшие расходы получались в малообжитых районах.
В настоящее время аэровизуальное обследование лесов происходит только в случае отсутствия аэроснимков. В основном же оно заменено новым, более совершенным методом — аэротаксацией лесов.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: